* Страницы истории

ТЕРНИСТОЙ ДОРОГОЙ К ЗНАНИЯМ

До Октябрьской революции на юге Киргизии преобладали традиционные конфессиональные школы, где муллы обучали детей в основном мусульманскому вероучению. В Ошском уезде - одном из районов, где особенно сильно сказывалось влияние духовенства. В 1897 году при наличии 176 таких мектебов (2655 учащихся) грамотность населения составляла всего 1,9 %, в основном за счет переселенцев.
Первые светские школы появились на территории Ошской области в конце 70-х годов 19 века (одно из прогрессивных последствий добровольного вхождения Киргизии в состав России). Уже осенью 1878 года в Оше открылись мужское и женское приходские училища с двухгодичным сроком обучения. Позже, в 1885 году, на их базе было создано более дешевое одно классное училище с совместным обучением мальчиков и девочек. Но получить даже это низшее образование могли только дети из зажиточных семей и привилигированной части русских горожан. Лишь в 1886 году в старогородской части Оша была организована русско-туземная школа для нерусских детей. Ее выпускники могли получить место писаря, переводчика в крупных торговых заведениях. Стараниями учителей - энтузиастов просвещения занятия здесь велись лучше, чем в других подобных школах.
Основными типами школ для нерусских детей были мектебы - низшая школа, медресе- средняя. Карыхана - для слепых взрослых чтецов Корана. Очень немногие ошские дети учились в городе Шемахи у азербайджанских просветителей.
Несмотря на медленные темпы развития просвещения на юге Киргизии, школы эти в результате деятельности прогрессивной части учительства служили проводниками грамотности, элементарных научных знаний и каналами распространения русского языка среди населения коренных национальностей. В ноябре 1884 года при ошском туземном училище открылись (в числе других воскресных школ и курсов) вечерние курсы обучения русскому языку взрослых нерусских горожан.
После Октябрьской революции по всей стране началась большая работа по созданию новой социалистической системы образования. 20 мая 1918 года в Оше был создан совет народного образования. В августе 1918 года был открыт первый детский сад на 95 человек. В Ошском уезде в 1918 году насчитывалось 13 школ, в которых обучалось 939 детей и подростков. Повсеместно велась большая работа по ликвидации неграмотности взрослого населения и женщин путем организации курсов и вечерних школ. Созданный в 1920 году Туркестанский комитет профессионального образования начинает проводить большую работу по обучению навыкам работы на каменноугольных рудниках, в Кызыл-Кие и Сулюкте открываются курсы (срок обучения от 4 недель до 8 месяцев). В 1923 году в Кызыл-Кие была открыта школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на сорок человек, в которой была организована группа для учащихся коренных национальностей. Для практического обучения здесь была оборудована слесарно-механическая мастерская. В 1927 году на территории области уже насчитывалось 142 общеобразовательных школ (8426 учащихся), в которых работало 233 учителя. В 1932 году в Оше открывается сельскохозяйственный техникум, в 1936 году - школа ФЗО, готовившая рабочих для коконо-мотальной фабрики.
В годы довоенных пятилеток было завершено всеобщее начальное образование и начат переход во всеобщему обязательному семилетнему образованию. В 1940 году в 880 школах области обучалось 144 тысяч детей, функционировали шесть средних специальных учебных заведений. Учительский институт, созданный в 1939 году, позже переименованный в Ошский педагогический.
В послевоенные годы в соответствии с социально-экономической структурой области, потребностями народного хозяйства и культуры на юге Киргизии развиваются все виды учреждений просвещения. Это дало возможность в 50-х годах осуществить всеобщее семилетнее образование, к середине 60х - всеобщее восьмилетнее и в 1984 году приступить к проведению реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Дальнейшее развитие получило профессиональное образование. В 1986 году в Ошской области функционировала широкая сеть дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, учреждений системы профессионально-технического образования.
К началу 1986 года в Ошской области действовало 527 дошкольных учреждений (детские сады и ясли) всех ведомств, которых посещало свыше 62,3 тыс. детей. Детские сады и ясли имелись во всех городах, центрах сельских советов, в крупных селах.
В 1985-86 учебном году действовало 859 школ (437,7 тыс. учащихся), из них 601-средняя, 159 -восьмилетних, 93- начальные, 60 для детей с дефектами развития. Имелись 17 вечерних и 19 заочных школ, в которых обучалось более 16 тыс.человек. Работало свыше 31 тыс.учителей. Функционировали внешкольные детские учреждения: 25 домов пионеров и школьников, 35 детско-юношеских спортивных школ, а также 10 станций юных техников и юных натуралистов, где в 181 кружке занималось свыше 2,5 тыс. школьников (1985 г.).
В 1985 году в Ошской области действовало 42 профессионально-технических училищ (41 - среднее, 1 - специальное), в которых обучалось свыше 25,5 тыс.человек. Училища готовили кадры по 110 специальностям для 21 отрасли народного хозяйства.
В 1985 году в Ошской области было 16 средних специальных учебных заведений (техникумы, различные училища). Готовили специалистов для отраслей народного хозяйства, здравоохранения, просвещения и культуры. Одними из первых появились Кызыл-Кийский горный техникум, Джалал-Абадское педагогическое училище, медицинское училище и зооветеринарный техникум.
В 1985 году в области функционировали Ошский педагогический институт и Ошский вечерний факультет Фрунзенского политехнического института. В них на дневном, вечернем, заочном отделениях обучалось (свыше 6970 человек. На 7 факультетах учебно-воспитательную и научную работу вели 46 кафедр, 455 преподавателей, из них - 3 профессора, 157 доцентов и кандидатов наук.
Большой вклад в народное образование внесли Ф.Касымбеков, Б.Султанов, О.Солтобаев, М.Бобух, Т.Ходжаева, Г.Ибраимова, Т.Саткыналиев, М.Сагындыков, У.Юлдашев, В.Трунов и многие другие.

С.Нурматова,
по материалам ошских архивов.

Hosted by uCoz