* Страницы истории
ТЕРНИСТОЙ ДОРОГОЙ К ЗНАНИЯМ
До Октябрьской революции на юге Киргизии преобладали традиционные
конфессиональные школы, где муллы обучали детей в основном мусульманскому
вероучению. В Ошском уезде - одном из районов, где особенно сильно сказывалось
влияние духовенства. В 1897 году при наличии 176 таких мектебов (2655
учащихся) грамотность населения составляла всего 1,9 %, в основном за
счет переселенцев.
Первые светские школы появились на территории Ошской области в конце
70-х годов 19 века (одно из прогрессивных последствий добровольного
вхождения Киргизии в состав России). Уже осенью 1878 года в Оше открылись
мужское и женское приходские училища с двухгодичным сроком обучения.
Позже, в 1885 году, на их базе было создано более дешевое одно классное
училище с совместным обучением мальчиков и девочек. Но получить даже
это низшее образование могли только дети из зажиточных семей и привилигированной
части русских горожан. Лишь в 1886 году в старогородской части Оша была
организована русско-туземная школа для нерусских детей. Ее выпускники
могли получить место писаря, переводчика в крупных торговых заведениях.
Стараниями учителей - энтузиастов просвещения занятия здесь велись лучше,
чем в других подобных школах.
Основными типами школ для нерусских детей были мектебы - низшая школа,
медресе- средняя. Карыхана - для слепых взрослых чтецов Корана. Очень
немногие ошские дети учились в городе Шемахи у азербайджанских просветителей.
Несмотря на медленные темпы развития просвещения на юге Киргизии, школы
эти в результате деятельности прогрессивной части учительства служили
проводниками грамотности, элементарных научных знаний и каналами распространения
русского языка среди населения коренных национальностей. В ноябре 1884
года при ошском туземном училище открылись (в числе других воскресных
школ и курсов) вечерние курсы обучения русскому языку взрослых нерусских
горожан.
После Октябрьской революции по всей стране началась большая работа по
созданию новой социалистической системы образования. 20 мая 1918 года
в Оше был создан совет народного образования. В августе 1918 года был
открыт первый детский сад на 95 человек. В Ошском уезде в 1918 году
насчитывалось 13 школ, в которых обучалось 939 детей и подростков. Повсеместно
велась большая работа по ликвидации неграмотности взрослого населения
и женщин путем организации курсов и вечерних школ. Созданный в 1920
году Туркестанский комитет профессионального образования начинает проводить
большую работу по обучению навыкам работы на каменноугольных рудниках,
в Кызыл-Кие и Сулюкте открываются курсы (срок обучения от 4 недель до
8 месяцев). В 1923 году в Кызыл-Кие была открыта школа фабрично-заводского
ученичества (ФЗУ) на сорок человек, в которой была организована группа
для учащихся коренных национальностей. Для практического обучения здесь
была оборудована слесарно-механическая мастерская. В 1927 году на территории
области уже насчитывалось 142 общеобразовательных школ (8426 учащихся),
в которых работало 233 учителя. В 1932 году в Оше открывается сельскохозяйственный
техникум, в 1936 году - школа ФЗО, готовившая рабочих для коконо-мотальной
фабрики.
В годы довоенных пятилеток было завершено всеобщее начальное образование
и начат переход во всеобщему обязательному семилетнему образованию.
В 1940 году в 880 школах области обучалось 144 тысяч детей, функционировали
шесть средних специальных учебных заведений. Учительский институт, созданный
в 1939 году, позже переименованный в Ошский педагогический.
В послевоенные годы в соответствии с социально-экономической структурой
области, потребностями народного хозяйства и культуры на юге Киргизии
развиваются все виды учреждений просвещения. Это дало возможность в
50-х годах осуществить всеобщее семилетнее образование, к середине 60х
- всеобщее восьмилетнее и в 1984 году приступить к проведению реформы
общеобразовательной и профессиональной школы. Дальнейшее развитие получило
профессиональное образование. В 1986 году в Ошской области функционировала
широкая сеть дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних
специальных учебных заведений, учреждений системы профессионально-технического
образования.
К началу 1986 года в Ошской области действовало 527 дошкольных учреждений
(детские сады и ясли) всех ведомств, которых посещало свыше 62,3 тыс.
детей. Детские сады и ясли имелись во всех городах, центрах сельских
советов, в крупных селах.
В 1985-86 учебном году действовало 859 школ (437,7 тыс. учащихся), из
них 601-средняя, 159 -восьмилетних, 93- начальные, 60 для детей с дефектами
развития. Имелись 17 вечерних и 19 заочных школ, в которых обучалось
более 16 тыс.человек. Работало свыше 31 тыс.учителей. Функционировали
внешкольные детские учреждения: 25 домов пионеров и школьников, 35 детско-юношеских
спортивных школ, а также 10 станций юных техников и юных натуралистов,
где в 181 кружке занималось свыше 2,5 тыс. школьников (1985 г.).
В 1985 году в Ошской области действовало 42 профессионально-технических
училищ (41 - среднее, 1 - специальное), в которых обучалось свыше 25,5
тыс.человек. Училища готовили кадры по 110 специальностям для 21 отрасли
народного хозяйства.
В 1985 году в Ошской области было 16 средних специальных учебных заведений
(техникумы, различные училища). Готовили специалистов для отраслей народного
хозяйства, здравоохранения, просвещения и культуры. Одними из первых
появились Кызыл-Кийский горный техникум, Джалал-Абадское педагогическое
училище, медицинское училище и зооветеринарный техникум.
В 1985 году в области функционировали Ошский педагогический институт
и Ошский вечерний факультет Фрунзенского политехнического института.
В них на дневном, вечернем, заочном отделениях обучалось (свыше 6970
человек. На 7 факультетах учебно-воспитательную и научную работу вели
46 кафедр, 455 преподавателей, из них - 3 профессора, 157 доцентов и
кандидатов наук.
Большой вклад в народное образование внесли Ф.Касымбеков, Б.Султанов,
О.Солтобаев, М.Бобух, Т.Ходжаева, Г.Ибраимова, Т.Саткыналиев, М.Сагындыков,
У.Юлдашев, В.Трунов и многие другие.
С.Нурматова,
по материалам ошских архивов.