* ЦИК России разъясняет КАК ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА РУБЕЖОМ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в преддверии выборов в Государственную Думу распространило методическое пособие, посвященное организационно-правовым аспектам голосования российских граждан за рубежом. Сегодня «Дипкурьер» приводит некоторые выдержки из него, посвященные возможности для российских граждан проголосовать за рубежом. Нормативно-правовую базу организации голосования граждан России, постоянно проживающих либо временно находящихся за пределами страны, применительно к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (далее – Государственная Дума) составляют нормативные правовые акты, конституирующие право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в Государственную Думу и регулирующие порядок реализации этого права. Прежде всего, важнейшим элементом этой нормативно-правовой базы является Конституция Российской Федерации, статьей 3 которой определено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы Избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территориях государств пребывания избирателей. Участки должны быть образованы не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее чем за пять дней до дня голосования. Если избирательные участки образуются в воинской части, расположенной за пределами территории России, то для этого выделяются помещения вне территории режимных объектов (при необходимости – по согласованию с властями страны пребывания). Порядок составления участковыми избирательными комиссиями списков избирателей и ознакомления с ними избирателей регламентируется статьями 15, 16 и 17 Федерального закона о выборах депутатов и статьями 16, 17 Федерального закона об основных гарантиях. Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией по обращениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории России либо находящихся в длительных заграничных командировках. Федеральный закон о выборах депутатов различает основания для включения в список избирателей граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительной заграничной командировке, и граждан, находящихся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках. Основанием для включения в список избирателей гражданина Российской Федерации, проживающего за пределами территории Российской Федерации или находящегося в длительной заграничной командировке, является его письменное заявление, поданное не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в соответствующую участковую избирательную комиссию, либо устное обращение в день голосования. Граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, находящиеся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках, включаются в список избирателей при явке в помещение участковой избирательной комиссии на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения. Если указанные граждане не имели возможности получить открепительное удостоверение, то они включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей при их явке в день голосования в помещение участковой избирательной комиссии. При этом участковая избирательная комиссия должна удостовериться, в частности, по отметкам о пересечении границы, что избиратель не мог получить открепительное удостоверение. За пределами территории России документами, заменяющими паспорт гражданина Российской Федерации, являются документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют въезд в Российскую Федерацию, а также иные документы, по которым граждане Российской Федерации вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Если участковая избирательная комиссия выявит факт включения гражданина в список избирателей на каком-либо другом избирательном участке, то она должна провести работу по устранению данной ошибки. Список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке. В списке избирателей указываются фамилия, имя и отчество, год рождения избирателя (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства. В списке должно быть предусмотрено место для проставления серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, для подписи избирателя за полученный им бюллетень, для подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего бюллетень избирателю, а также для особых отметок и внесения суммарных данных по каждому листу списка. В соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона о выборах депутатов в исключительных случаях допускается составление списков избирателей в рукописном виде. Указанное положение применимо к деятельности избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. После завершения образования избирательных участков формируются соответствующие участковые избирательные комиссии. На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, участковая избирательная комиссия формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации. Она должна быть сформирована не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий и порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом об основных гарантиях. На избирательном участке, образованном на территории воинской части, участковая избирательная комиссия в исключительных случаях может формироваться не позднее чем за три дня до дня голосования. При формировании участковой избирательной комиссии на избирательном участке, образованном за пределами территории России, требование о максимальном количестве членов участковой избирательной комиссии, предусмотренное частью 1 статьи 21 Федерального закона о выборах депутатов, не применяется, если на избирательном участке зарегистрировано более 3000 избирателей. Кроме того, предложение по кандидатуре в состав участковой избирательной комиссии, поступившее от политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы, подлежит обязательному учету только в случае, если гражданин Российской Федерации, который обладает активным избирательным правом и кандидатура которого предложена в состав указанной комиссии, постоянно проживает на территории соответствующего иностранного государства. Если избирательный участок образован за пределами территории Российской Федерации (не на территории воинской части), и на нем будут голосовать военнослужащие воинской части, расположенной на данной территории, то участковая избирательная комиссия формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации с участием командира воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, которым выделяется в состав этой комиссии представитель воинской части. Гражданам РФ, которые обладают активным избирательным правом и в день голосования будут находиться в районе расположения воинской части, находящейся за пределами территории РФ, по согласованию между командованием указанной воинской части и соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ должна быть предоставлена возможность принять участие в голосовании на избирательном участке воинской части. Их допуск в помещение для голосования осуществляется на основании документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации. Количество избирательных бюллетеней для обеспечения голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, определяется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Избирательные бюллетени изготавливаются не позднее чем за 20 дней до дня голосования. В участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в территориальные избирательные комиссии, образованные в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона о выборах депутатов, избирательные бюллетени могут передаваться непосредственно избирательной комиссией, разместившей заказ на их изготовление, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных регистрации (учета) избирателей. Доставку избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям организует Министерство иностранных дел Российской Федерации. В исключительных случаях на избирательных участках, образованных за пределами территории России, при наличии технических средств допускается изготовление документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, в том числе избирательных бюллетеней, непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об изготовлении этих документов с указанием необходимого тиража и срока изготовления избирательных бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В целях выполнения статей 44 и 45 Федерального закона об основных гарантиях, главы 8 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, в том числе касающихся наличия информационных материалов на избирательном участке, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет в избирательные комиссии, сформированные за пределами территории Российской Федерации, необходимые информационные материалы, предусмотренные федеральным избирательным законодательством. В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона о выборах депутатов, избирательные комиссии осуществляют информирование избирателей, в том числе через СМИ, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, сроках и порядке совершения избирательных действий, политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, федеральных списках кандидатов, кандидатах, а также о законодательстве Российской Федерации о выборах. При этом сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какой бы то ни было политической партии, выдвинувшей федеральные списки кандидатов, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений. Информационные материалы, размещенные в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство прав политических партий, установленное федеральным законодательством о выборах. Одним из информационных источников организации деятельности участковых избирательных комиссий, образованных на избирательных участках за пределами территории Российской Федерации, является официальный сайт ЦИК России в сети Интернет – www.cikrf.ru (там же можно найти полную версию данного документа). На этом сайте размещается информация о составе и деятельности ЦИК России, тексты федеральных законов о выборах и референдумах, нормативных актов, публикации центральных и региональных газет, информационных агентств по выборной тематике. На сайте ЦИК России размещаются данные Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”, деятельность которой регламентируется соответствующим Федеральным законом “О государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы”. Граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории Российской Федерации, обладают равными с иными гражданами Российской Федерации правами и вправе, наряду с другими участниками избирательного процесса, в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. При этом независимо от места жительства (проживания), гражданин Российской Федерации, участвующий в проведении предвыборной агитации, обязан осуществлять данную деятельность с соблюдением порядка, предусмотренного федеральным законом. Предвыборная агитация может проводиться на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; иными не запрещенными законом методами. При этом политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Проведение предвыборной агитации с использованием иностранных средств массовой информации не допускается в силу общего принципа недопустимости участия в избирательных кампаниях иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. Кроме того, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать, распространять любые агитационные материалы. Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных материалов, иных агитационных материалов не может осуществляться с привлечением иностранных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Голосование российских граждан на выборах депутатов Государственной Думы за пределами территории Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона о выборах депутатов. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. На избирательных участках, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдаленных местностях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше этого времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей. О дне, времени и месте голосования соответствующие участковые избирательные комиссии, а также, в случае их образования, – территориальные избирательные комиссии, сформированные для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а при проведении досрочного голосования в соответствии со статьей 76 Федерального закона о выборах депутатов – не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования. Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, – по предъявлении также открепительного удостоверения. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень. При этом гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами Российской Федерации, вправе получить открепительное удостоверение на избирательном участке того иностранного государства, где он проживает, и проголосовать по нему на избирательном .участке другого иностранного государства. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При наличии соответствующего решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей с использованием ГАС “Выборы” при составлении указанного списка. В этом случае член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдающий избирательный бюллетень, сверяет указанные сведения с соответствующими записями в предъявляемом избирателем документе. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении избирательного бюллетеня. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются соответствующие дополнительные отметки. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор. Каждый избиратель голосует лично. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе (соответствующих графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка, представители средств массовой информации, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, составляется участковой избирательной комиссией на основе представленных данными лицами документов. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах. В указанных случаях соответствующее мотивированное решение принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. При организации голосования российских граждан за рубежом необходимо принимать во внимание, что активным избирательным правом на выборах депутатов Государственной Думы обладают граждане Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. При этом согласно пункту 1 статьи 66 Федерального закона об основных гарантиях участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Что же касается граждан Российской Федерации, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда иностранного государства, то вопрос о наличии у таких граждан активного избирательного права на выборах депутатов Государственной Думы и включении их в списки избирателей должен решаться в каждом конкретном случае с учетом наличия договора о правовой помощи между Российской Федерации и соответствующим иностранным государством, иных международных нормативных правовых актов, регулирующих двусторонние отношения в этой области. В определенных случаях, предусмотренных законом, граждане Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, вправе проголосовать на выборах депутатов Государственной Думы досрочно. Следует отметить, что в Федеральном законе о выборах депутатов положения о досрочном голосовании за пределами территории Российской Федерации появились впервые. В прежних федеральных законах, регламентирующих порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы, такая возможность прямо не предусматривалась. Статья 76 Федерального закона о выборах депутатов содержит два порядка проведения досрочного голосования. Во-первых, в соответствии с частью 1 указанной статьи Центральная избирательная комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. Необходимость в проведении такого досрочного голосования может быть вызвана национальными и религиозными особенностями страны пребывания (например, в мусульманских странах общий день голосования на выборах депутатов Государственной Думы – воскресенье – не является выходным днем, в связи с чем голосование граждан Российской Федерации, проживающих в этих странах, проводится в четверг либо в пятницу, предшествующую дню голосования). В этом случае досрочное голосование проводится в обычном порядке, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 75 Федерального закона о выборах депутатов. Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования осуществляются сразу после окончания досрочного голосования в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 79 Федерального закона о выборах депутатов. Во-вторых, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести голосование групп избирателей , проживающих за пределами территории Российской Федерации, досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) в течение нескольких дней. Как следует из части 2 статьи 76 Федерального закона о выборах депутатов, досрочное голосование отдельных групп избирателей, находящихся за пределами территории Российской Федерации, может быть организовано как в случае, если группы избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке за пределами территории Российской Федерации, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом, так и в других случаях. Например, проведение досрочного голосования в таком порядке может быть обусловлено спецификой работы российских граждан за рубежом. Досрочное голосование проводится вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков для голосования, количество которых определяется соответствующей участковой избирательной комиссией. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем избирательного бюллетеня. Досрочное голосование проводится только в установленное решением соответствующей участковой избирательной комиссии время, что должно быть доведено до сведения избирателей и лиц, имеющих право присутствовать при голосовании, через средства массовой информации или иным способом. При этом время проведения досрочного голосования, установленное решением участковой избирательной комиссии, может не совпадать с установленным Федеральным законом о выборах депутатов общим временем голосования (с 8 до 20 часов по местному времени). При проведении досрочного голосования участковая избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования. С момента окончания досрочного голосования прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются председателем участковой избирательной комиссии. Хранение переносных ящиков для голосования обеспечивается секретарем участковой избирательной комиссии. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала непосредственного подсчета голосов избирателей на избирательном участке. Переносные ящики для голосования с находящимися в них избирательными бюллетенями, которые заполнили проголосовавшие досрочно избиратели, запрещается использовать для проведения голосования в день голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, иные лица, имеющие право присутствовать при подсчете голосов избирателей. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, имеющим на это право в соответствии с частью 5 статьи 29 Федерального закона о выборах депутатов (члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка, представители средств массовой информации, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели), должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом. |