ВРЕМЯ ТОЧИТЬ ПЕРЬЯ

Русскоязычные печатные и электронные издания пока по-прежнему востребованы в регионе

Пресса на русском языке всегда будет присутствовать на рынке средств массовой информации Киргизии.

Об этом заявил госсекретарь Адахан Мадумаров на завершившейся в Бишкеке международной конференции «Роль русскоязычных СМИ Центральной Азии в формировании единого информационного пространства.

Этот форум, организованный посольством России в Киргизии и Центрально-Азиатским представительством «Российской газеты», вызвал живой интерес не только у журналистов, работающих в русскоязычной прессе, но и у их коллег, снимающих репортажи и пишущих статьи на родном киргизском языке.

-По количеству представительств российских СМИ Киргизия занимает лидирующее положение в Центральной Азии, - сообщил, приветствуя участников форума, госсекретарь Адахан Мадумаров. - Уверен, что такое положение дел не изменится и в будущем.

В свою очередь, «самым благоприятным в регионе» назвал положение русскоязычных печатных и электронных изданий в республике советник - посланник посольства России в Бишкеке Владимир Посохин.

Правда, эти обнаруживающие слова вовсе не означают, что СМИ в Киргизии «процветают» и что им не приходится бороться за выживание в рыночных условиях. Многие участники конференции - а это были руководители и ведущие журналисты самых тиражных газет журналов, интернет-сайтов - с тревогой говорили о сужающемся в последнее время информационном поле, а также о том, что с оттоком русскоязычного населения с окраин республики русский вообще исчезает из обихода местных жителей.

-В республике есть регионы, где язык Пушкина и Толстого учат исключительно благодаря русскоязычным газетам, - говорила главный редактор областной газеты «Чуйские известия» Антонина Блиндина, которую очень волнует дальнейшая судьба районных и областных изданий. - Сейчас в правительстве решается вопрос, быть им или нет. Если власть откажет нам в финансовой поддержке то огромная аудитория читателей в селах и малых городах лишится информационного источника, освещающего в основном жизнь на местах.

По словам Блиндиной, несмотря на скудный бюджет, слабую материально-техническую базу, тираж районных и областных газет в данное время превышает 200 тысяч экземпляров. Услышав эти цифры, госсекретарь признал, что, выступая за непременную передачу государственных информационных структур в частные руки, власть несколько поторопилась. Напомним, именно Адахан Мадумаров еще недавно был убежденным сторонником того, что на республиканском рынке СМИ должны присутствовать исключительно частные печатные издания и телерадикомпании.

-В условиях, когда без субсидий из бюджета региональные газеты попросту не выживут, государство не должно лишать их своей помощи. По крайней мере пока,- такова нынешняя позиция главного идеолога страны.

Признаться, не все приглашенные на конференции согласились с такой постановкой вопроса. Например, издатели и владельцы еженедельника «Дело №» считают, что все участники этого бизнеса должны находиться в равных условиях, а уж рынок сам обретет самых сильных и предприимчивых. Из выступления руководителя казахстанского регионального журнала «Единство в разнообразии» Алексея Лобанова стало понятно, что проблемы, существующие в сфере СМИ, несмотря на а границы между странами, различия в экономической и политической ситуациях, в целом схожи. По его словам, в настоящее время все самые влиятельные печатные и электронные издания Казахстана зависимы от власти и обслуживают в первую очередь ее интересы. В то же время эти средства массовой информации являются высокодоходными предприятиями. Поэтому в ближайшее десятилетие положение на информационном поле республики вряд ли изменится, считает Лобанов.

С мнением своего казахстанского коллеги согласилась представитель рекламного агентства из Душанбе Татьяна Орлова. По ее словам, в Таджикистане сегодня бурно развиваются рынок сотовой связи и Интернет. Однако наиболее популярные газеты находятся в частных руках, и их число день ото дня увеличивается. Как и везде в странах региона, русский язык в республике заметно отходит на второй план и служит уже не столько средством для межнационального общения, сколько источником передачи информации, сказала Орлова.

Острой дискуссии о необходимости укрепления и расширения российского присутствия в Центральной Азии, о роли «великого и могучего» положил начало политолог из Ташкента Владимир Парамонов. По его мнению, несколько пассивная политика России в Центрально-Азиатском регионе ведет к тому, что в конце концов вместо русского здешние дети будут изучать английский или китайский языки. Политологу возразил статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Григорий Карасин.

-Мы не хотим, чтобы нас критиковали за агрессивную политику, чтобы Россию боялись, ибо мы очень дорожим взаимопониманием, которое установилось между нашими странами, - сказал Карасин. - Поэтому не стоит искусственно ускорять те интеграционные процессы, которые уже наметились на постсоветском пространстве и, в частности, в Центрально-Азиатском регионе.

Участники конференции не раз поднимали вопросы о том, почему российская сторона не заинтересована, как, например, Запад, инвестировать в местные СМИ, почему мало внимания уделяет помощи и обучению журналистов, работающих в русскоязычных изданиях, и другие. Григорий Карасин взял на заметку предложения участников форума и пообещал, что перед саммитом глав государств СНГ в Бишкеке пройдет семинар журналистов из стран Содружества.

Весьма существенное замечание в адрес местных СМИ высказал посол РФ в Киргизии Валентин Власов. По его мнению, журналисты должны больше писать, снимать, показывать и рассказывать о жизни людей в глубинке. Но для этого русскоязычным авторам не мешало бы знать бытовой киргизский язык. Это бы только помогло журналистам лучше понять чаяния и проблемы коренного населения. С такой критикой частникам конференции трудно было не согласиться.

Несмотря на скудный бюджет, слабую материально-техническую базу, тираж районных и областных газет в Киргизии превышает 200 тысяч экземпляров.

Досье «РГ» По официальным данным, в Киргизии зарегистрировано свыше 1 тысячи различных средств массовой информации. На долю газет, телевидения и радио, выходящих на русском языке, приходится свыше 50 процентов рынка СМИ.

Hosted by uCoz