Размышления на тему
КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ДИАСПОРУ?
Говоря о взаимоотношениях между Россией и российской
диаспорой, живущей за пределами исторической родины, нужно отметить,
что Россия за всю свою историю не имела позитивного опыта работы с соотечественниками,
проживающими за рубежом.
Однако после распада СССР, может быть, впервые за всю российскую историю,
в одночасье за рубежами России оказались миллионы людей, рассматривающие
ее как историческую и духовную родину. Так сформировалась современная
российская диаспора, по крайней мере, ее самая большая часть. Естественно,
ни в российской диаспоре, ни в российском государстве никто не знал,
что делать, как вести работу, какие формы сотрудничества возможны между
Россией и зарубежными соотечественниками. И самое главное, не были определены
интересы, в первую очередь, России в плане работы с соотечественниками.
За последнее время коренным образом изменилась ситуация - как внутри
России, так и в странах проживания соотечественников. Прежде всего,
это касается изменения статуса России в мире. Благодаря усилиям нынешнего
руководства Российской Федерации и ее народа, страна вернула себе статус
великой мировой державы. В этих условиях президент России впервые в
истории обозначил работу с соотечественниками за рубежом как один из
основных государственных приоритетов страны. Исходя из этого тезиса
следует, по нашему мнению, пересмотреть существующую систему взаимодействия
«Россия - российская диаспора».
Российской диаспоре во всех странах региона присуща следующая интересная
особенность. Во всех без исключения государствах соотечественники, вне
зависимости от их количества в общей численности населения, не принимают
какого-либо заметного участия во внутриполитической жизни этих стран,
не оказывают на нее какого-либо существенного влияния и практически
не участвуют в управлении страной. При этом следует отметить, что и
амбиций таких подавляющее большинство русских не имеет.
Соответственно, мы не участвовали в процессе «приватизации народного
богатства» в массовом масштабе и как следствие, среди российской диаспоры
нет тех, кого принято называть олигархами, т.е. людей, контролирующих
крупные компании или даже отрасли экономики. Однако мы заняли нишу среднего
и малого бизнеса (там, где таковой вообще возможен).
Так, в Казахстане, по некоторым оценкам, 60-70 % малого и среднего бизнеса
принадлежит русскоязычным гражданам - при том, что русских в стране
около одной трети в общем объеме населения. То же самое наблюдается
и в Киргизии. Кроме того, отмечается интересная тенденция, заключающаяся
в том, что некоторые профессии на 90% являются, что называется, «нетитульными».
Таким образом, можно сделать вывод, что российская диаспора, точнее,
каждый ее представитель является экономически независимым (в определенных
пределах, конечно же) и не желает (в той или иной степени) участвовать
в политической жизни своей страны. Эта ситуация формирует своеобразный
менталитет, в первую очередь, это независимость, высокая приспособляемость
и выживаемость, здравость позиции - на агитацию «за советскую власть»
не поддастся, имеют привычку полагаться только на самих себя.
Единственный фактор, который мог бы объединить на определенный период
соотечественников, - это положительное решение вопроса об изменении
статуса русского языка. Но, как показывает практика, в Киргизии даже
постановка такого вопроса не подтолкнет русских на активные действия
по защите своих интересов (несколько отвлекаясь от темы, заметим, что
идея защиты собственности- как раз то, что и консолидировало русских,
да и вообще всех жителей Бишкека во время погромов в марте 2005 года,
когда создавались реальные отряды по защите дворов, кварталов, магазинов,
базаров и т.д.).
Соответственно, для построения системной работы с российскими соотечественниками,
по крайней мере, в ближнем зарубежье, нужно учитывать уже сложившуюся
ментальность и интересы этих самых соотечественников. В противном случае
любая деятельность будет малоэффективной.
Прежде всего, для формирования системной работы и четкого осознания
целей и задач, следует определиться с интересами России - как в странах
бывшего СССР, так и в дальнем зарубежье. Естественно, мы не претендуем
на определение глобальных интересов России в мире, и наша задача не
стоит в написании военных и прочих доктрин. Однако мы можем говорить
об интересе России в работе с соотечественниками за рубежом, и он, на
наш взгляд, - в сохранении и развитии (а может быть, и создании с «нуля»)
русской культурной, информационной, языковой и образовательной среды.
Причем среды, имеющей потенциал саморазвития. Мы уверены, что сохранение,
по крайней мере, в странах СНГ и Балтии такого рода русского пространства
- один из главных факторов успешного и межгосударственного сотрудничества
на всех уровнях и во всех других аспектах.
Именно такой подход будет воспринят большинством российских соотечественников,
особенно, если в результате создания подобных механизмов будет возможность
получения реальных востребованных услуг.
До настоящего времени основным принципом работы России с зарубежными
соотечественниками являлась реализация чисто гуманитарных программ и
фольклорных мероприятий. Не отрицая важности этого направления, должны
отметить, что сегодня поддержки соотечественников, поддержки русского
языка и культуры только на фольклорном уровне явно не достаточно.
Совершенно очевидно, что если мы хотим иметь сильную и влиятельную диаспору,
то необходим переход на партнерские отношения в поле «Россия - диаспора».
Российскими соотечественниками за прошедшие годы накоплен мощный опыт
жизни в диаспоре, который может быть полезен России. В процессе организации
партнерских отношений стоит воспользоваться и опытом наиболее успешных
мировых диаспор, на базе своего собственного приобретенного опыта.
На наш взгляд, необходимо создать условия для реализации таких системных
взаимосвязанных проектов на местах, которые, с одной стороны, будут
гарантированно реализовывать потребности российских соотечественников,
исходя из принципа самоокупаемости, а с другой стороны, смогут стать
катализатором (и, возможно, спонсором) возникновения и развития дальнейших
программ и проектов. Усилит подобные проекты и будет способствовать
их успешному воплощению в жизнь консолидация организаций соотечественников,
как на местном, так и на региональном уровне.
Повторяем, Россия должна строить свою диаспору. Без материальных ресурсов
подобная программа невозможна. Целенаправленно нужно строить «русский
бизнес», определенная доля прибыли которого должна направляться на развитие
диаспоры. Существующая практика показывает, что любые российские компании,
любого калибра, выходящие на зарубежный рынок, абсолютно не желают сотрудничать
с зарубежными соотечественниками. Точно также бизнесмены из числа соотечественников,
по крайней мере, в ближнем зарубежье, не проявляют никакого желания
участвовать в русских проектах не то что финансово, но даже избегают
их вообще.
Мы полагаем, что пространство диаспоры должно выстраиваться в гармоничном
единстве: бизнес- политика - гуманитарные аспекты. Есть достаточно большое
количество ниш, где могут абсолютно естественно и гармонично сочетаться
деловой интерес и поддержка диаспоры.
Основной посыл - постепенный отход от программ, работа которых основана
только на привлечении и освоении спонсорских средств (конечно, кроме
проектов благотворительной направленности). Для первоначального финансирования
должны быть представлены проекты, позволяющие на принципах самоокупаемости
вернуть затраченные на их воплощение средства, либо гарантирующие направление
доходной части своего бюджета на новые культурологические, образовательные
и т.п. проекты.
При этом первоначальный проект становится центром реализации целого
направления или даже спектра направлений. Тем самым создается единая
«сеть» взаимосвязанных и состоятельных в финансовом плане проектов и
программ. Такая схема работы позволит вывести на новый уровень отношения
«Россия - соотечественники». Так уж сложилось, что русские за всю свою
историю никогда не могли создать сколько-нибудь эффективной и структурированной
диаспоры. Предлагаемая схема работы может стать той самой основой, которая
позволит российской диаспоре не только самореализоваться, принять активное
участие в общественно-политической жизни стран проживания, но и достойно
представить интересы России в регионах.
Нам видится, что на первоначальном этапе реализации данного подхода
в качестве основы должны быть реализованы проекты в области образования
и культуры. Во-первых, опыт жизни в диаспоре показывает, что именно
эти два направления являются наиболее мощным фактором влияния и катализатором
экономических и политических процессов.
Во-вторых, именно эти два направления могут получить если не полную
поддержку со стороны правительств стран проживания соотечественников,
то режим благоприятствования - несомненно. Практика показывает, что
именно русский язык и культура есть то самое, «корневое», что может
служить базой объединения многочисленных и раздробленных российских
организаций за рубежом.
Реализация системного подхода позволит поднять КПД существующих программ,
позволит планировать развитие направлений даже на перспективу и получать
при этом гарантированный результат. Разветвленная структура реализации
проектов позволит подключаться к работе всем заинтересованным организациям
на различных этапах их осуществления. Рассуждая о проблеме консолидации
движения российских соотечественников, можно утверждать, что именно
такой концептуальный подход должен стать основой самореализации российской
диаспоры за рубежом.
Алексей Лобанов,
председатель Координационного совета
российских соотечественников,
Станислав Епифанцев,
член Координационного совета соотечественников
Киргизской Республики.