* Этносы
МОРДВА, ЧУВАШИ – ЛЮДИ НАШИ
Волга в сознании многих воспринимается как истинно русская
река. А ведь задолго до появления на ее берегах ищущих лучшей доли русских
беглых крестьян, московских служилых людей и православного духовенства,
были уже освоены и заселены здешние земли. Причем - еще в первом тысячелетии
до нашей эры племенами преимущественно финно-угорского происхождения.
Позднее их потомки стали основой формирования трех современных народов
- марийского, удмуртского и мордовского.
Мордва - собирательное этническое название, известное по историческим
источникам с шестого века. На древнеиранском языке «мортио» - «человек»,
а частица «ва»- признак множественного числа, то есть слово «мордва»
означает много людей, народ.
В составе мордвы выделяются две этнографические группы - эрзя и мокша.
Эрзянский и мокшанский языки разные, хотя и близкородственные. Два литературных
и два разговорных мордовских языка относятся к финно-угорской языковой
группе, входящей в уральскую семью языков. Таким образом, к ним близки
финский, карельский, эстонский, удмуртский, коми, венгерский, хантыйский
и мансийский. Однако вместе с марийским они составляют особую волжско-финскую
подгруппу. Письменность мордвы составлена на основе русской графики.
На протяжении веков мордовцы искали различные пути сохранения своей
этнической целостности. В 13 веке мордовские племена входили в состав
Рязанского и Нижегородского княжеств, а позже были захвачены монголо-татарами.
С падением Казанского ханства они добровольно вошли в состав России.
Столица Мордовии - Саранск был основан первоначально как крепость в
1641 году, а через 10 лет получил статус города.
Мордовцы участвовали в крестьянских войнах под предводительством Степана
Разина и Емельяна Пугачева. После Октябрьской революции у мордвы начался
процесс национального государствостроительства. В 1928 году был создан
Мордовский округ в составе Средневолжского края, который 10 января 1930
года преобразовался в автономную область (АО), а 20 декабря 1934 года
- в Мордовскую автономную республику (АССР).
Геройски показали себя выходцы из народа и в тяжелейший период Великой
Отечественной войны. За храбрость и мужество, проявленные на полях сражений,
61 мордвин был удостоен высшей награды - звания Героя Советского Союза,
заняв по количеству 10 место из более чем 100 народов, проживавших в
стране.
За успехи в подъеме народного хозяйства и культурном строительстве в
послевоенное время республика была награждена орденом Ленина, орденом
Дружбы народов, орденом Октябрьской революции.
В декабре 1990 г. Верховный Совет республики принял декларацию о государственно-правовом
суверенитете - Мордовия стала входить в состав Российской Федерации
на правах ее субъекта.
Было бы глубоким заблуждением думать, будто мордва расселена обособленно.
В самой Мордовии эрзя и мокша составляют лишь треть от всей мордвы,
численность которой составляет около 2 миллионов человек.
По данным первой национальной переписи в Киргизстане (март 1999 года)
были зафиксированы 1513 граждан мордовской национальности.
Существен вклад мордвы и в мировую культуру. Выходцем из мордовской
деревни был выдающийся скульптор с мировым именем Степан Дмитриевич
Эрьзя (1876-1959). Настоящая фамилия его Нефёдов, а псевдоним мастера
- это этноним части народа, к которому он принадлежал. Эрьзя долгое
время работал в Аргентине (1906-1914 и 1925 -1950 гг.), где использовал
в качестве материала для своих знаменитых скульптурных фигур редкие
породы дерева. Есть в его коллекции и портреты представителей мордовского
народа.
В последние годы распространилось мнение о мордовском происхождении
известного церковного деятеля 17 века - патриарха Никона (1605-1681
гг.), с церковными реформами которого связывается раскол Русской православной
церкви. Так ли это, достоверно неизвестно, но среди мордовских историков
эта точка зрения имеет активных сторонников.
Древний Ош также может гордиться своими горожанами мордовского происхождения.
Среди них: полный кавалер ордена Славы Михаил Петрович Бадигин (1923-1993).
Он родился в с.Суруловка Новоспасского района Ульяновской области РСФСР.
В феврале 1942 года был призван на фронт Карасуйским райвоенкоматом.
Артиллерист, командир орудия с боями прошёл от Сталинграда до Берлина.
После демобилизации он долгие годы работал инструктором Ошского обкома
партии.
Известны в городе имена и других его соплеменников: профессиональных
журналистов Григория-отца и Григория - сына, а также еще одного сына
- Геннадия Дильдяевых, ныне работающих в Казахстане, талантливого инженера-связиста
Владимира Палина, работницы культуры Полины Корнюшиной и многих других.
Примечателен и тот факт, что именно мордовская столица стала местом
проведения международного фестиваля финно-угорских народов 19 июля 2007
года, на который съехались гости из Финляндии, Эстонии, Венгрии и 32
регионов России. Причем Финляндия и Венгрия были представлены на самом
высоком уровне - президентом и премьер-министром. Почтил своим присутствием
и президент России В. Путин.
Россия - самое большое в мире смешение различных народов в одном государстве.
Это привело к выработке у россиян взаимной религиозной, культурной,
житейско-бытовой терпимости, уважения национальных особенностей народов.
Вот почему, как ни в какой другой стране мира, в России имело место
братство людей различных национальностей под общим названием «россияне»,
их полное равноправие во всех сферах деятельности.
Т. Аюпов,
учитель истории школы-гимназии «Олимп».