* Этносы
ПОТОМКИ ВОЛЖСКИХ БУЛГАР
Территория Поволжья издавна была контактной зоной на границе
Европы и Азии, местом смешения различных расовых типов, религиозных
течений и этнических групп. В VII веке на Средней Волге и в низовьях
Камы появились тюркоязычные племена булгар. Смешавшись с местным финно-угорским
населением, они создали яркую материальную культуру и образовали раннефеодальное
государство - Волжскую Булгарию, которое являлось одним из культурных
центров средневековой Европы и сыграло значительную роль в процессе
этногенеза современных народов Поволжья, прежде всего казанских татар
и чувашей.
Сам этноним «чуваш» (если правильнее - «чаваш») некоторыми исследователями
также возводится к названию одного из родственных булгарам племени-
сувар (суваз, суас), известному с конца I тысячелетия. В целом, этническое
развитие чувашского народа протекало сначала в рамках Волжско-Булгарского
царства, затем Золотой Орды и Казанского ханства. Здесь исключительную
важность имели контакты чувашей, в первую очередь, с татарами.
Помимо единых исторических корней - происхождения от общих пращуров
- булгар, соседей объединяла схожесть языков. Оба языка - тюркские,
оба относятся к западно-хуннской ветви: татарский - к кыпчакско-булгарской
подгруппе, а чувашский составляет особую булгарскую группу. Любопытно,
что название «татары» закрепилось за народом сравнительно недавно. Так,
еще в конце XIX века татары продолжали нередко называть себя булгарами.
Традиционная культура двух народов тоже содержит много элементов, уходящих
корнями к древним традициям и зодчеству Волжской Булгарии.Отсюда - почитание
по сей день и теми, и другими историко-архитектурного заповедника Биляр
- древнебулгарской столицы.
Из многих народностей, живших с чувашами в тесном соседстве (башкир,
удмуртов, мордвы), татары всегда количественно преобладали. И радость,
и горе чуваши и татары на протяжении всех исторических периодов делили
поровну и всегда были рядом друг с другом. Не даром ведь в народе говорится:
«Татарин с чувашем - братья навек!»
Поныне в Татарстане исторически приграничные с Чувашией районы сплошь
состоят из чувашей, для которых татарский язык является таким же родным,
как и свой чувашский. Яркий пример тому - профессор Ошского госуниверситета
Николай Мифтякович Мурадымов. Известный ученый-литературовед родился
в селе Шама Алексеевского района Татарской АССР, прекрасно овладел татарской
речью, а кандидатскую диссертацию защитил по творчеству татарского писателя
А.Файзи. Более того, сейчас он даже активно участвует в деятельности
местного татарского национально-культурного центра.
В результате вхождения татар и чувашей в XVI веке в состав России, взаимоотношения
обоих народов в пределах единого Отечества еще более активизировались.
Произошло их экономическое и духовное возвышение. Нельзя оспорить многовековое
духовное взаимовлияние татар и чувашей в образовании, культуре, искусстве.
Именно в Казани в 1906 году увидела свет первая газета на чувашском
языке «Хыпар» («Весть»), а 12 лет спустя были образованы драмтеатр и
национальный хор, позднее переросший в государственный ансамбль песни
и пляски.
Контакты крепли и в совместной борьбе: за царя и против него, за Советы
и против них. В частности, в годы Второй мировой войны чуваши и татары
бок о бок сражались одновременно как в рядах Красной Армии и партизанских
отрядах, так и в батальонах фашистского легиона «Идель-Урал». Кстати,
при легионе даже выпускалась своя газета с чувашской страницей, а ряд
деятелей (Паймук, Кадыев и др.) носились с идеей создания независимой
Чувашии.
Таким образом, распространенное мнение о наибольшей близости к татарам
башкир не совсем правомерно. Богатый археологический, этнографический
и историографический материал наглядно показывают куда более тесную
взаимосвязь татар именно с чувашами!
Башкир же кочевой образ жизни, расовый облик и родо-племенное деление
роднят с кыпчакским кругом народов Центральной Азии - казахами, кыргызами
и каракалпаками.
Кроме Чувашии и Татарстана, чуваши проживают в Башкирии (особенно много
вместе с татарами в Бижбулякском районе), Ульяновской и других областях
РФ, в странах СНГ. Киргизстанские чуваши (в Ошской области, к примеру
в 1999 году их проживало 77 человек), как и татары, не утратили своего
национального своеобразия, сохранив и религию, и национальные обряды,
и родной язык. Так, вышеупомянутый Н.Мурадымов, кроме татарского и русского
языков, еще помнит свой, а сотрудник Ошской областной библиотеки А.Абсаматова
бережно хранит чувашский национальный головной убор, украшенный монетами
XVIII века, который с удовольствием продемонстрировала на прошедшем
в ноябре семинаре «Монеты рассказывают».
Рассматривая роль того или иного народа, принято предъявлять его национальные
достижения. Без чувашей не только Россия, но и Киргизстан неполон. Имена
космонавта Андрияна Николаева, выдающейся балерины Надежды Павловой,
поэтов Константина Иванова и Геннадия Айги, живописца Митова и архитектора
П.Егорова известны не только в России.
Велика заслуга перед Киргизстаном другого уроженца чувашской деревушки
Никиты Яковлевича Бичурина (в монашестве - отец Иакинф, 1777-1853 г.г.)
- известного ученого-востоковеда. Его главный труд «Собрание сведений
о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», изданный в 1851
году, содержит много бесценной информации и о киргизах, почерпнутой
из китайских летописей.
Все это, если можно так сказать, чувашская доля вклада в мировую сокровищницу
культуры. Верится, что будущее принесет новые открытия и новые имена.
Тимур АЮПОВ,
учитель истории.