Посол РФ в КР Валентин ВЛАСОВ:
Правда о признании Россией независимости Южной Осетии и Абхазии

На мой взгляд, рассматривать нынешнюю ситуацию на Кавказе можно только в контексте истории вопроса. Напомню, Осетия и Абхазия вошли в состав Российской империи гораздо раньше Грузии и независимо от нее. В советский период без учета мнения населения этих республик единая Осетия была разделена на две части. Одна вошла в состав России в качестве автономной республики, другая — в состав Грузии в качестве автономной области. Абхазия также волевым методом в 1931 году получила статус автономной республики в составе Грузии. Принципиально важно, что население этих республик никогда не признавало легитимность этих решений.
В 1990–м Грузия отменила действие всех нормативных актов, принятых в советский период, в том числе и декреты об автономиях. Тогдашние власти Тбилиси поставили своей целью построение государства под лозунгом “Грузия для грузин”. Давайте вдумаемся в то, что за этим стоит.
С правовой точки зрения отмена советских законов означала фактический выход Грузии из состава СССР. По закону о выходе из СССР республикам, в составе которых имеются автономии, необходимо было провести на своих территориях референдумы о выходе из СССР. Грузия таких референдумов ни в Южной Осетии, ни в Абхазии не проводила. Южная Осетия 20 сентября 1990 года подписала Декларацию о государственном суверенитете и приняла участие в референдуме 17 марта 1991–го по вопросу сохранения СССР. Абхазия также приняла Декларацию о суверенитете в 1990 году и участвовала в референдуме 17 марта о сохранении СССР.
В Грузии референдум о независимости был проведен позже — 31 марта 1991–го, и обе автономии в грузинском референдуме не участвовали. Таким образом, можно вести речь о территориальной целостности Грузии только в границах, исключающих территории Южной Осетии и Абхазии.
В результате этих процессов возникло три государственных образования, юридически более никак не связанных друг с другом: Республика Южная Осетия и Республика Абхазия, на основе референдума вошедшие в состав СССР, и Грузия, заявившая о своей независимости и выходе из СССР. С этого момента ее притязания на территории Южной Осетии и Абхазии не имеют никаких законных оснований.
К августу нынешнего года Республика Южная Осетия и Республика Абхазия обладали всеми необходимыми признаками и атрибутами суверенных государств, организация и деятельность их институтов соответствовали критериям демократического, правового и социального государства, основанного на принципах представительной демократии и разделения властей. Обе республики взяли на себя обязательства выполнять все нормы международного права, гарантировать безопасность и равноправие всех национальных меньшинств.
Вызывают удивление, а нередко и возмущение продолжающиеся попытки исказить хронологию событий, связанных с нападением Грузии на Южную Осетию. Видимо, необходимо еще раз напомнить, как развивалась ситуация в этом регионе.
8 августа 2008 года незадолго до полуночи по московскому времени из грузинских сел Никози и Эргнети начался обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал, а также южноосетинских сел из крупнокалиберных орудий. Около часа ночи командующий так называемыми грузинскими миротворцами Курашвили назвал военную операцию в зоне грузино–осетинского конфликта “наведением конституционного порядка в Южной Осетии”. В дальнейшем грузинская сторона продолжала обстрел Цхинвала из установок залпового огня “Град”, гаубиц и крупнокалиберных минометов. В 02 часа 08 минут Грузия объявила о начале войны с Южной Осетией и уведомила об этом миротворцев.
Необходимо напомнить, что начало грузинской агрессии совпало с открытием Олимпийских игр в Пекине. Известно, что во все времена войны и конфликты прекращались в период проведения олимпиад. И только “демократическое” руководство Тбилиси хладнокровно уничтожало мирное население — стариков, женщин и детей, российских миротворцев. Хочу также напомнить, что председатель правительства России Владимир Путин, получив информацию о начале войны, тут же, в Пекине, провел встречу с президентом США Джорджем Бушем, который лишь ограничился замечанием, что “война никому не нужна”. В это время грузинская военщина продолжала расстреливать население республики. Напомню, в первые часы войны погибли российские миротворцы, несколько тысяч мирных жителей, большинство из которых являлись гражданами России. Напомню и некоторые свидетельства очевидцев, рассказавших о том, как были заживо сожжены люди, укрывавшиеся от обстрела в церкви, как грузинские танки прямой наводкой уничтожали легковые автомашины, в которых осетины пытались вывезти своих детей, как забрасывались гранатами подвалы домов, в которых скрывались старики, женщины и дети. Проявлением дикости выглядит то, что грузинские миротворцы стреляли в своих российских коллег.
В половине пятого утра 8 августа Россия потребовала созыва заседания Совета Безопасности ООН по ситуации в Южной Осетии. Это требование было попросту проигнорировано. Наверное, киргизские телезрители видели сюжет об одном из заседаний Совбеза ООН и слышали лицемерные доклады некоторых его участников.
8 августа Российская Федерация в соответствии со своими обязательствами решительно пресекла военную операцию по уничтожению жителей и населенных пунктов Южной Осетии, принудив Грузию к миру. Именно вмешательство России не позволило Грузии провести операцию “Чистое поле”, которая разрабатывалась с участием западных советников и, видимо, должна была завершиться полным уничтожением населения Южной Осетии.
О позиции российского руководства. Россия исторически присутствовала на Кавказе, который веками входил в число регионов, где наша страна имеет вполне понятные привилегированные национальные интересы. Мы осознаем свою ответственность за обеспечение выживания братских народов Южной Осетии и Абхазии перед лицом агрессивного, откровенно националистического курса нынешнего Тбилиси.
Россия на протяжении семнадцати лет добросовестно выполняла свои миротворческие и посреднические функции в регионе, стремилась содействовать достижению мирных договоренностей, проявляла выдержку и терпение перед лицом провокаций. Агрессивным нападением на Южную Осетию в ночь на 8 августа, повлекшим многочисленные человеческие жертвы, в том числе среди миротворцев и других российских граждан, подготовкой аналогичной акции против Абхазии Михаил Саакашвили сам поставил крест на мифе о территориальной целостности Грузии, включающей Южную Осетию и Абхазию.
Учитывая обращения южноосетинского и абхазского народов, парламентов и президентов двух республик, мнение народа России и позицию обеих палат Федерального собрания, президент Российской Федерации Дмитрий Медведев принял решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. При принятии решения российская сторона опиралась на положения Устава ООН, Хельсинкского заключительного акта, других основополагающих международных документов, включая Декларацию 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами.
О попытках сравнить ситуацию в Южной Осетии и Чечне. Естественно, позиция России, заявившей о себе в этой сложной ситуации как о суверенном государстве, строго выполняющем свои международные обязательства, вызывает неодобрение тех, кто никак не может поверить в возрождение нашего государства после “смутного времени”. В этой связи неудивительны попытки ряда стран переложить вину за происшедшее с больной головы на здоровую и совместить несовместимое. Сейчас из уст ряда политиков и так называемых “политологов” можно услышать, что ситуация в Южной Осетии и Абхазии якобы напоминает им проблемы Чечни.
Хотел бы обратить внимание читателей на главное. Россия никогда не лишала Чеченскую Республику автономии как формы самоопределения чеченского народа, а Грузия лишила и Южную Осетию, и Абхазию статуса автономий. В Чечне сохранялся и сегодня сохранен чеченский язык, который имеет статус государственного наравне с русским. Образование в республике также осуществляется на двух языках. В соответствии с международными нормами чеченцы пользуются правом на образование, сохранение языка и культуры, политическое самоуправление. Помимо этого, во многих регионах России созданы чеченские национально–культурные объединения. Вопрос о дискриминации чеченцев со стороны России не стоит, а следовательно, нет внутренних оснований для сепаратизма. Единственное обстоятельство, позволяющее сравнить ситуацию в этих регионах, заключается в попытках ряда стран Запада активно вмешиваться во внутреннюю политику России, финансировать и натравливать на Россию как грузинскую армию, так и боевиков, воевавших на Северном Кавказе. Кроме того, и в одном, и в другом случае использовались иностранные инструкторы и наемники.
О влиянии ситуации на Кавказе на СНГ. Сегодня можно услышать необоснованные опасения о том, что конфликт якобы может распространиться на территории других стран СНГ. Хочу пояснить, что такие домыслы, видимо, выгодны тем, кто пытается управлять суверенными государствами на достаточно большом расстоянии, сделать весь мир зоной своих сомнительных интересов, навязать свои представления о демократии и построении государственности. Вопрос о каких–то намерениях России, наличии каких–то целей на перспективу, как сказал на днях Владимир Путин, “отдает провокационным смыслом”.
Да, в различных регионах мира, в том числе странах бывшего СССР, существуют скрытые конфликты, в основе которых лежат межэтнические проблемы. На мой взгляд, сегодня для того, чтобы предотвратить образование новых государств на постсоветском пространстве, необходимо в рамках действительной демократии признать права этнических меньшинств и создать механизмы использования ими своего языка, сохранения культуры, получения образования на родном языке и, что очень важно, местного самоуправления. Эти положения отвечают современным нормам международного права. Напомню, что реализация лозунга “Грузия для грузин”, реальная политика властей Тбилиси не только противоречили международному праву, но и привели к закономерному результату.
О заявлениях Запада. Отдельной проблемой сегодня является позиция США и ряда стран Западной Европы в урегулировании последствий грузино–южноосетинского конфликта. Особую роль все эти годы играли те, кто потакал милитаристскому режиму Саакашвили, поставлял ему наступательное вооружение в нарушение правил ОБСЕ и Евросоюза, отговаривал его от принятия обязательств по неприменению силы и создавал у него комплекс безнаказанности.
Пытаясь обвинять Россию во всех грехах, нашим партнерам на Западе неплохо было бы вспомнить, что бомбардировки Югославии осуществлялись НАТО без санкции Совета Безопасности ООН.
В 1995 году в Боснии европейский миротворческий контингент, представленный голландскими военнослужащими, не стал связываться с одной из нападавших сторон и позволил этой стороне уничтожить целый населенный пункт. Были убиты, пострадали сотни людей. Проблема и трагедия в Сребренице хорошо известны Европе.
Вспомним, под каким предлогом американские войска вошли в Ирак и как они поступили с Саддамом Хусейном за то, что он уничтожил несколько шиитских деревень. А как тогда следует поступить с Саакашвили, уничтожившим тысячи жителей и десятки деревень в Южной Осетии? Не нашли подтверждения и измышления американцев и ряда их союзников о том, что у Хусейна якобы есть оружие массового поражения. В то же время в Ираке и сегодня мирные жители гибнут под ударами сил коалиции.
Периодически и из Афганистана поступает информация об уничтожении мирного населения в результате “ошибок” многонациональных сил.
И еще один факт. После развала Советского Союза мы вывели свои вооруженные силы из Европы, прекратил существование и Варшавский договор. Угрозы с нашей стороны нет. В то же время и НАТО, и американские войска не только остались в Европе, но стремятся вовлечь в этот военный блок новые государства у наших границ, окружить Россию военными базами и системами ПРО. Так от кого сегодня исходит реальная угроза миру и безопасности?
А что дальше? Хотел бы сослаться на интервью президента России Дмитрия Медведева журналистам телеканала “Россия”, Первого канала и НТВ.
Президент отметил, что мы будем всячески помогать Южной Осетии и Абхазии. В настоящий момент готовятся международные соглашения между Российской Федерацией и Абхазией, Российской Федерацией и Южной Осетией. В них будут зафиксированы все наши обязательства по оказанию поддержки и помощи: экономической, социальной, гуманитарной, в широком смысле этого слова, наконец, военной.
Мне представляется важной та часть интервью Дмитрия Медведева, где речь идет о пяти положениях, на которых будет основываться внешняя политика Российской Федерации. Первая позиция — Россия признает первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами. И в рамках этих принципов, этой концепции международного права мы и будем развивать наши отношения с другими государствами.
Второе — мир должен быть многополярным. Однополярность неприемлема. Доминирование — недопустимо. Мы не можем принять такое мироустройство, в котором все решения принимаются одной страной, даже такой серьезной и авторитетной, как Соединенные Штаты Америки. Такой мир — неустойчив и грозит конфликтами.
Третье — Россия не хочет конфронтации ни с одной страной. Россия не собирается изолироваться. Мы будем развивать настолько, насколько это будет возможно, наши дружеские отношения и с Европой, и с Соединенными Штатами Америки, и с другими странами мира.
Четвертое — безусловным приоритетом является для нас защита жизни и достоинства наших граждан, где бы они ни находились. Из этого мы будем исходить при осуществлении своей внешней политики. Мы будем также защищать интересы нашего предпринимательского сообщества за границей. И всем должно быть понятно, что если кто–то будет совершать агрессивные вылазки, тот будет получать на это ответ.
Пятое — у России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми нас традиционно связывают дружеские добросердечные отношения, исторически особенные отношения. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах. И развивать такие дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкими соседями.
Думаю, добавить здесь нечего.

№166 (9586)

"Вечерний Бишкек"
Среда, 3 сентября 2008 года
vb.kg

Hosted by uCoz