* По программе переселения
БАШКИРИЯ СОЗРЕЛА ДЛЯ ПРИЕМА
МИГРАНТОВ
Башкортостан
сегодня - один из самых привлекательных для иностранной рабочей силы
регионов. Ежегодно сюда прибывает около 80 тысяч человек. О том, какая
в республике миграционная ситуация и как складываются взаимоотношения
местного населения с приезжими, рассказывает председатель региональной
общественной организации «Общество беженцев и вынужденных переселенцев
Республики Башкортостан» Дмитрий ПОГОРЕЛЬСКИЙ.
- Дмитрий Валерьевич, чем объясняется интерес мигрантов к этому региону?
- Особенность республики - в ее многонациональности: десятки народностей
на протяжении длительного времени мирно соседствуют друг с другом. Посмотрите,
в Уфе есть и мечети, и церкви, недавно открылась синагога. И никаких
конфликтов. Этот фактор ускорил образование вполне толерантного общества,
к модели которого стремятся многие регионы. Понятно, когда распался
Советский Союз, когда страна узнала о существовании на Кавказе горячей
точки, появилась некоторая настороженность к людям иной национальности.
И все же республика с 1992 года приняла более 120 тысяч беженцев и вынужденных
переселенцев. Они практически без проблем стали частью нашего общества.
Среди них много представителей титульных наций - тех, кто возвращался
на родину, переезжал к родственникам, друзьям. Я сам 13 лет назад прибыл
сюда из Узбекистана. До этого некоторое время пытался пожить в другом
регионе, но на тот период к таким, как я, там было, мягко говоря, неоднозначное
отношение. Смог спокойно обжиться только в Башкирии.
С 2000 года социально-политическая миграция сменилась трудовой. К нам
стали въезжать на временное проживание для трудоустройства. Для этих
людей республика привлекательна не только терпимостью ее населения,
но также благополучной экономической обстановкой. Приезжающие сюда знают,
что смогут найти работу.
Уверены в стабильности, в завтрашнем дне. Естественно, не столь уж безболезненно
протекает процесс интеграции, потому что это люди с другой ментальностью.
- В Москве, которая буквально задыхается от потока гастарбайтеров,
сейчас начинают разрабатывать программы по упорядочению этого движения.
Правительство Башкортостана как-то регулирует процесс?
- Главный плюс миграционной обстановки республики в том, что в последние
годы местное руководство начало серьезно изучать этот вопрос. С 2005
года органы власти, общественные организации, научные институты совместно
проводят исследовательскую деятельность с целью выяснения потребностей
во внешних трудовых ресурсах, уровня толерантности общества и так далее.
Как показывают результаты, Башкортостан, как и остальные субъекты Федерации,
не сможет только за счет своих ресурсов обеспечить себя рабочей силой.
В этой ситуации мы будем находиться еще лет 20, начиная с 2008 года.
Сейчас предпринимаются масштабные меры по повышению рождаемости и снижению
смертности. Так что стоит надеяться, что через пару десятков лет все-таки
подрастет собственное трудоспособное население. А пока мы должны пережить
этот период. И без внешней подмоги нам не обойтись.
Но этот процесс не должен быть хаотичным. И здесь многое зависит от
грамотно выстраиваемой миграционной политики государства и его субъектов.
Радует, что в этом направлении уже делаются конкретные шаги. В 2006
году была разработана Государственная программа содействия добровольному
переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Скажем
прямо, пока ее реализация идет с переменным успехом. Связано это с тем,
что никогда ранее заложенными в ней механизмами нам не приходилось пользоваться.
Кроме того, оказывая помощь человеку по возвращению в Россию, ускоряя
процесс оформления ему гражданства, в дальнейшем мы можем предложить
не всегда высокооплачиваемую работу, возможно, комнату в общежитии и
перспективу обзавестись жильем на общих основаниях - по ипотеке. А ведь
многие наши соотечественники, осевшие, к примеру, в странах СНГ, уже
имеют там квартиры, постоянную работу. К тому же в таких странах, как
Казахстан, Киргизия, наблюдается рост экономики. Местные власти неохотно
расстаются со своими трудовыми ресурсами. Но сама идея хорошая. Ее успешная
реализация позволит приглашать по заявкам работодателя специалистов
нужной квалификации, желательно с соответствующей нашей ментальностью.
Республика еще не утвердила свою программу, но в ближайшее время также
включится в работу.
- Насколько я понимаю, реализация этого проекта даже при успешном
воплощении в жизнь вряд ли сможет обеспечить трудовыми ресурсами в требуемом
количестве...
- Верно. Поэтому ставка делается, в том числе, на иностранную рабочую
силу. Нахождение на территории страны должно быть максимально контролируемо.
Я считаю, что проблема легализации мигрантов через пару лет может быть
снята. За полтора года, в течение которых активно ведется эта работа,
ситуация значительно улучшилась. Сужу по республиканской статистике.
В 2007 году прибывших и поставленных на учет -75 930 человек. Это на
30 тысяч больше, чем в предыдущем году. За четыре месяца 2008 года подразделениями
УФМС России по Республике Башкортостан поставлено на миграционный учет
26170 иностранных граждан и лиц без гражданства, большинство из них
- жители стран СНГ с безвизовым въездом - 22 805 человек.
Но можно сделать деятельность по привлечению трудовых ресурсов еще более
цивилизованной. Нам кажется интересным вариант создания коммерческих
структур, которые будут заниматься доставкой рабочих с оформлением всех
необходимых документов. Такой опыт есть в Свердловской области. У нас
пока все на подготовительной стадии: необходима соответствующая законодательная
база.
Другой выход - более оптимальный - в привлечении к этой работе национальных
культурных центров. В Башкортостане практически у каждой диаспоры есть
свое общественное объединение: грузинам, таджикам, узбекам, казахам,
представителям других национальностей, живущим в Башкортостане и в то
же время отслеживающим обстановку в своей родной стране, проще налаживать
контакты между желающим сюда переехать соотечественником и нуждающимся
в специалисте работодателем. Таджикский национально-культурный центр
Республики Башкортостан уже приступает к оформлению документации для
регистрации организации.
Также стоит подумать о том, чтобы предложить части мигрантов, которые
десятками лет уже живут и трудятся в республике, остаться на постоянное
место жительства. Это один из моментов, когда, кроме пополнения трудовых
ресурсов, мы могли бы стабилизировать демографическую ситуацию.
- Известно, что острая нехватка рабочих рук ощущается в сельскохозяйственной
отрасли. Идут ли туда мигранты?
- Вот статистика по республике. Основные три отрасли, где они трудятся,
- строительство, сельское хозяйство и торговля. По географии: на первом
месте Уфа - 41 процент, далее идут города Туймазы, Октябрьский, Стерлитамак,
Бе-лорецк. То есть село все-таки не слишком востребовано. Но в качестве
положительного примера приведу тот же город Туймазы и Туймазинский район,
где развито тепличное хозяйство. Это как раз вид сельского хозяйства,
где, в основном, трудятся мигранты. Самое важное здесь достижение -
отлаженные взаимоотношения между работниками и работодателями. Одно
из хозяйств даже получило медаль УФМС за отличную организацию работы
мигрантов.
- Вы упомянули о механизмах, с помощью которых можно упорядочить
поток мигрантов. А возможен ли контроль уровня толерантности в обществе?
- Не скажу ничего нового: мнение в обществе создают средства массовой
информации. На этот счет у нас тоже есть исследования. Образ иностранного
рабочего, который вырисовывается из статей, - полуграмотный таджик с
полукриминальным прошлым и настоящим. В большинстве своем это абсолютно
не соответствующий действительности образ! Мало кто знает, что преступления,
совершаемые мигрантами, составляют 0,1 процента от общего количества.
В основном это административные нарушения. Причем их количество с каждым
годом уменьшается, несмотря на то, что поток мигрантов растет. Чтобы
изменить мнение населения, надо, чтобы властные структуры доводили до
прессы эти факты.
- Многие переселенцы социально-политической миграции до сих
пор не могут обзавестись крышей над головой. Что получили прибывшие
на постоянное место жительства в Башкирии? Сумели ли обустроиться?
- Так как все вопросы миграционного характера регулируются федеральным
законодательством, диапазон действий республики в этой области не слишком
значителен. Есть закон о переселенцах, в соответствии с которым им выделялись
определенные ссуды, субсидии, социальное жилье. Собственным уникальным
проектом на республиканском уровне стало строительство под Уфой компактного
поселения для беженцев и вынужденных переселенцев. При поддержке правительств
Башкортостана и Швейцарии в этом районе были проложены инженерные коммуникации,
подведено электричество. К сожалению, дело застопорилось со строительством
самих домов. Деньги на эти цели переселенцы должны были получить за
счет субсидий. А вместо них с 2006 года стали выдавать государственные
жилищные сертификаты, которые в республике ежегодно получают единицы.
Но это полбеды. Мигрант, получивший участок земли (и не только мигрант,
а любой гражданин России) и не сумевший возвести даже фундамента, по
Жилищному кодексу снимается с учета нуждающегося в жилье. А значит,
теряет право на получение сертификата. Так что идея такого уникального
поселка, похоже, сходит на нет.
Но, может, это и не главное. Выражу, пожалуй, мнение всех переселенцев
той, моей волны: самое важное, что мы получили, - мирное небо над головой.
Спокойствие за своих детей. Абсолютно доброжелательное отношение местного
населения. И возможность самореализации независимо от национальности...
СТАТИСТИКА
С 1992 года около 60 тысяч человек обратились за статусом вынужденного
переселенца. Получили - около 40 тысяч. На сегодня в очереди на жилье
стоит около двух тысяч человек. По состоянию на 1 мая 2008 года на территории
республики находятся 32 174 иностранца. За четыре месяца текущего года
из стран с визовым въездом в республику прибыло 3 365 иностранных граждан
- в основном по деловым целям (52,3 процента), в качестве туристов (18,9
процента) и для трудовой деятельности (14,4 процента). Большинство из
них приехали из Турции, Германии, США, Франции, Китая, Великобритании
и Вьетнама.