За «круглым столом»
РОССИЯ ЖДЕТ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
В Бишкеке состоялось заседание «круглого стола» на тему «Информационное обеспечение госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Россию».
В нем приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в КР Валентин Власов, главный советник департамента по работе с соотечественниками МИД РФ Евгений Терехин, заместитель начальника отдела трудовой миграции Минздравсоцразвития РФ Александр Коротков, депутаты Жогорку Кенеша КР, представители «Славянского фонда в Кыргызстане», а также члены делегаций соотечественников Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Кыргызстана.
По словам Валентина Власова, именно журналисты должны давать объективную картину, чтобы любой представлял, куда именно он переселяется. «Не стоит скрывать проблемы, с которыми человек может столкнуться на месте. Результат может быть обратным, если он, приехав в Россию, не сможет сопоставить реальную картину с представляемой. Многое зависит от ведомств и министерств, работающих в данной сфере, поэтому наша главная цель - это взаимодействие всех участников программы, обеспечение переселенцев полной информацией», - заявил Валентин Власов. Поэтому большое внимание уделено региональным СМИ.
Как добровольцы переселяются
Сегодня 13 субъектов Российской Федерации участвуют в реализации Программы и принимают соотечественников, изъявивших желание вернуться на историческую родину, в том числе оказывают им содействие при первичном обустройстве, предоставлении работы, пенсионном и медицинском обеспечении.
К настоящему времени проведена большая работа по формированию системы оказания содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа.
Разработка и реализация Государственной программы впервые позволила поставить на системную основу взаимодействие государственных структур, причастных к процессам миграции.
В настоящее время в реализации Программы активно участвуют свыше 70 уполномоченных органов. На территории России и за рубежом работа ведется в более чем 40 странах.
География государств, из которых готовы ехать соотечественники, достаточно обширна. Здесь не только обладающие наибольшим миграционным потенциалом страны СНГ, но и благополучные Германия, Бельгия, Израиль и другие.
Процесс переселения постепенно набирает силу.
От соотечественников принято свыше 19 тысяч анкет, выдано свыше 7267 свидетельств участника Государственной программы (согласно которым переселяются свыше 18 тыс. человек).
На территорию России прибыли свыше 10 тысяч 800 участников и членов их семей. Если за 2007 год переехали всего 682 человека, то, начиная с мая 2008 г., в среднем переселяется около 1 тысячи ежемесячно.
Среди субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, наибольшей привлекательностью у соотечественников пользуются Калининградская, Калужская, Липецкая и Тамбовская области. В указанные регионы переселилось более 83% участников Программы, что говорит о создании в них удовлетворительных условий для приема и обустройства переселенцев.
Как показывает мониторинг, почти 80% соотечественников, первоначально обратившихся в уполномоченные органы за рубежом, отказываются переехать в субъекты Российской Федерации, которые пока не участвуют в Программе.
Однако в ближайшее время планируется присоединение к реализации Государственной программы таких субъектов как: Нижегородская, Омская, Пензенская, Курганская, Воронежская, Кемеровская, Свердловская, Ростовская, Архангельская и Саратовская области, Республика Коми.
Возможность переселения только в рамках трудовых вакансий резко ограничивает качественный состав переселенцев.
Мы считаем, что следует привлекать соотечественников и с помощью других стимулов, а также расширить категорию лиц, которые могли бы принять участие в Государственной программе.
Кроме того, и самими соотечественниками, и правозащитниками постоянно поднимается вопрос о возможности распространения Программы на тех, кто уже переехал в Россию самостоятельно, в какой-то мере обустроился, но не может урегулировать свой правовой статус.
Негативное или сдержанное отношение ряда государств к проведению на их территории мероприятий по реализации Госпрограммы также затрудняет работу с потенциальными переселенцами.
Власти таких государств не заинтересованы в потере части населения, являющейся наиболее трудоспособной.
Для повышения эффективности Программы и активизации переселенческого процесса принципиальное значение приобретают скорейшее подключение к ней новых регионов, а также расширение категорий потенциальных переселенцев.
ФМС России инициирован процесс внесения изменений в Государственную программу, предусматривающих:
-расширение категорий участников Программы за счет включения в них предпринимателей, студентов, квалифицированных рабочих, лиц, переезжающих к родственникам, заключивших контракт для прохождения военной службы в Российской Армии, а также соотечественников, уже находящихся на территории России;
-изменение порядка выдачи свидетельства участника Государственной программы в части возможности выдачи свидетельств на территории Российской Федерации соотечественникам, ставшим ее участниками уже после переселения на ПМЖ в Россию.
Мы предлагаем также:
1. Принять дополнительные меры по повышению привлекательности регионов Сибири.
В этих целях предусмотреть:
- отнесение всех территорий вселения в этих районах к категории «А»;
- установление в них выплачиваемого пособия на обустройство («подъемных») в размере 180 тысяч рублей на участника Государственной программы и 60 тысяч рублей на каждого члена его семьи;
- субсидирование для участников Государственной программы процентов по ипотечным кредитам.
2. Предоставить возможность для участия в Программе тем соотечественникам, которые уже находятся на территории России, имеют работу, но не имеют гражданства и постоянного места проживания. Для этого наделить правом выдачи свидетельства участника программы территориальные органы ФМС России.
3. Внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся снижения ставок налогообложения работодателей, использующих труд переселенцев, а также признания участников Госпрограммы налоговыми резидентами, установив для них налоговую ставку 13% (т.е. приравняв их к гражданам Российской Федерации).
Полагаем, что осуществление предлагаемых и иных мер организационного, административного и правового характера позволит повысить активность потенциальных переселенцев.
Владимир Бабаков,
заместитель начальника Управления делами соотечественников ФМС РФ.
Российский журналист, Генеральный директор фонда «Эффективного партнерства» Игорь Шестаков, комментируя итоги «круглого стола», отметил, что тема переселения соотечественников пока достаточно скромно представлена в СМИ. «Не случайно в ходе дискуссий многие представители организаций соотечественников отмечали, что им не хватает живых и реальных примеров. Очень мало журналистских материалов о том, как складывается судьба тех, кто воспользовался программой переселения. В большей степени пресса уделяет внимание процессам трудовой миграции. В то же время очень важно, что такие государственные структуры, как МИД РФ, Федеральная миграционная служба выступают инициаторами проведения данных «круглых столов» в странах СНГ», - сказал Игорь Шестаков. По его мнению, необходима организация пресс-туров представителей республиканских СМИ в регионы России, которые участвуют в госпрограмме.