Саммиты
ШОС: ВОПРОСЫ СТРЕМИТЕЛЬНО БЕГУЩЕГО ВРЕМЕНИ
Безусловно, Екатеринбургский саммит сконцентрировал самое пристальное внимание планеты - ситуация в мире и вызовы региональной безопасности представляют сегодня реальную угрозу. И она требует конкретного плана действий.
Повестка двухдневного саммита Совета глав-государств Шанхайской организации сотрудничества (15-16 июня, г. Екатеринбург) протокольно была утверждена задолго до заседаний президентов. Но все мы являемся свидетелями того, как бурно развиваются события, как тревожнее становится на всем геополитическом пространстве крохотной Земли. И это не могло не отразиться на саммите и принимаемых на нем решениях. Два дня работы - это двое суток поиска ответов на злободневные вопросы стремительно бегущего времени и вызванных им перемен. Это два дня диалога лидеров больших и не очень, но равноправных государств; это встречи в узком и широком формате, переговоры и обмен мнениями; это выступление Президента Кыргызстана на заседании Совета глав государств ШОС в расширенном составе, подписание пакета важнейших документов.
В ходе заседания были подведены итоги деятельности Организации за прошедший после Душанбинского саммита 2008 года период, а также определены приоритетные направления работы, призванные придать ШОС новую динамику. Кроме того, были обсуждены вопросы расширения международных связей организации, проблематика развития региональной и мировой экономики и политики, пути минимизации последствий мирового кризиса.
Участники заседания акцентировали внимание на необходимости углубления практического сотрудничества и совершенствования деятельности ШОС в свете новых угроз безопасности.
Из Екатеринбургской декларации
...В современной международной обстановке происходят серьёзные перемены. Стремление к миру и устойчивому развитию, содействие равноправному сотрудничеству стали велением времени. Тенденция к реальной многополярности необратима. Повышается значимость регионального аспекта в решении глобальных проблем.
Государства-члены ШОС, подтверждая свою приверженность совместному развитию на основе принципов и положений Хартии Шанхайской организации сотрудничества и Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС, рассматривают в качестве приоритетной задачи поддержание конструктивного диалога и углубление тесного взаимодействия и партнёрства для совместного поиска эффективных путей решения глобальных и региональных проблем с использованием растущего потенциала и международного авторитета ШОС.
Государства-члены ШОС считают, что международное сотрудничество является основополагающим и действенным инструментом в противодействии новым вызовам и угрозам, преодолении глобального финансового кризиса, обеспечении энергетической и продовольственной безопасности и решении такой насущной проблемы как изменение климата.
Сложившаяся в мировой экономике и финансах ситуация свидетельствует о необходимости активизации сотрудничества мирового сообщества в сфере контроля и управления международными финансами, предотвращения совместными усилиями нарастания и распространения рисков финансового кризиса, сохранения стабильности экономики.
Государства-члены Организации намерены совместно с мировым сообществом прилагать усилия для формирования более справедливого, равноправного, всеобъемлющего и упорядоченного международного финансового порядка, учитывающего реальное соотношение интересов всех его участников и открывающего равный доступ всем государствам к преимуществам глобализации.
В этих целях должны быть усилены взаимодействие и информационный обмен в международной финансовой сфере и в вопросах преодоления последствий мирового финансового кризиса на пространстве ШОС.
Государства-члены ШОС, отмечая ключевое значение энергетики для успешного развития экономики и создания благоприятных предпосылок для улучшения качества жизни граждан своих стран, заявляют о своей решимости и далее продвигать взаимовыгодное сотрудничество в этой области на основе равноправия, в целях обеспечения эффективного, надёжного и экологически безопасного энергоснабжения.
Насущными задачами остаются укрепление центральной и координирующей роли Организации Объединённых Наций в мировых делах, повышение эффективности её механизмов с целью обеспечения адекватного реагирования на вызовы современности, меняющиеся политические и экономические реалии. Реформа Совета Безопасности ООН должна осуществляться при максимально возможном согласии членов международного сообщества.
Государства-члены ШОС намерены усиливать координацию в вопросах реформирования ООН и её Совета Безопасности.
Государства-члены ШОС, подтверждая свою приверженность диалогу цивилизаций, ценностям мира, толерантности, взаимного уважения и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях независимо от этнической принадлежности, религиозных и иных воззрений, выступают за то, чтобы борьба с международным терроризмом не отождествлялась с противостоянием какой-либо религии.
Поддержание международного мира возможно только в условиях равной безопасности для всех без исключения государств. Безопасность одних не должна обеспечиваться в ущерб безопасности других.
Урегулирование международных и региональных конфликтов должно осуществляться политико-дипломатическими мерами на основе принципов равноправия и взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела суверенных государств.
Государства-члены ШОС отмечают, что распространение ядерного оружия представляет серьёзную угрозу международному миру и безопасности;
вновь заявляют о намерении содействовать дальнейшей реализации Глобальной инициативы России и США по борьбе с актами ядерного терроризма, а также приветствуют вступление в силу 21 марта 2009 года Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии;
выражают серьёзную озабоченность сложной ситуацией в Афганистане, связанной с общими для мирового сообщества угрозами незаконного оборота наркотиков, терроризма, трансграничной организованной преступности.
Государства-члены ШОС нацелены на создание в регионе в тесном взаимодействии с другими заинтересованными странами и международными организациями «поясов» антинаркотической и финансовой безопасности.
С удовлетворением отмечая растущий интерес международного сообщества к установлению связей с ШОС, государства-члены ШОС приветствуют присоединение Республики Беларусь и Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка к сотрудничеству в рамках ШОС в качестве партнёров по диалогу. И выражают готовность к расширению практического взаимодействия с Организацией Объединённых Наций, Содружеством Независимых Государств, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Евразийским экономическим сообществом, Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией экономического сотрудничества, Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана, другими международными и региональными организациями и к формированию на этой основе широкой партнёрской сети.
Декларацию подписали президенты Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Председатель КНР.
Базовые итоги саммита
В завершение заседания Дмитрий Медведев выразил надежду, что подписанные итоговые документы будут содействовать дальнейшему развитию взаимоотношений в рамках Шанхайской организации сотрудничества и выведут эти отношения на новый качественный уровень, а также выразил благодарность всем участникам саммита за активную работу.
Вот список документов,о которых говорил Президент России, и которые положены в основу деятельности Организации.
1. Екатеринбургская декларация;
2. Конвенция ШОС против терроризма;
3. Решение №1 Совета глав государств-членов ШОС об утверждении Положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе;
4. Решение №2 Совета глав государств-членов ШОС о предоставлении Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка статуса партнёра по диалогу ШОС;
5. Решение №3 Совета глав государств-членов ШОС о предоставлении Республике Беларусь статуса партнёра по диалогу ШОС;
6. Решение №4 Совета глав государств-членов ШОС об утверждении Доклада Генерального секретаря ШОС о деятельности Организации за прошедший год;
7. Решение №5 Совета глав государств-членов ШОС об утверждении Доклада Совета РАТС ШОС о деятельности РАТС ШОС в 2008 году;
8. Решение №9 Совета глав государств-членов ШОС об утверждении Программы сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010-2012 годы;
9. Совместное коммюнике глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества;
10. Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств-членов ШОС;
11. Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.