Родословное древо
ПОД АНДРЕЕВСКИМ ФЛАГОМ
Кормовой флаг на корабле является его знаменем, служит символом высокой чести, доблести и славы, напоминанием каждому военнослужащему корабля о его священном долге преданно служить России.
Из энциклопедии.
При стоянке боевого корабля на якоре (бочке, швартовых) флаг поднимается в 8 часов утра (по праздничным и выходным дням - в 9) и спускается в момент захода солнца. А если ночь, как это в российских высоких широтах; полярная? Тогда действует специальный приказ командующего флотом. На ходу корабль флаг не спускает. Корабли носят еще и гюйс, вымпелы, брейд-вымпелы, т.е. флаги уменьшенного размера с коническими полотнищами и косицами. Высокие должностные лица, прибыв на корабль, поднимают присущий им флаг. Российским Военно-морским флотом принят Андреевский флаг, учрежденный Петром Первым в 1699-м году в связи с основанием Ордена Андрея Первозванного...
Все это мне пришлось для начала прочесть, когда задался простым, казалось бы, вопросом: «А почему Петр Великий избрал для Военно-морского флота именно Андреевский флаг?»
Приведенных выше сведений, может, и достаточно для победы в телевизионной викторине. Стоит ли углубляться в тему? Ворошить ли прошлое в эпоху, когда книг уже почти никто не читает, а если все же позарез понадобилась какая-то книга, то и ту ищут не в библиотеке, а в компьютере?
«Им небылица наша быль, и то, что пепел нам священный, для них всего лишь злая пыль…»
Есть ли Андреевские флаги не только в России? Оказывается, есть. Традиционный флаг Шотландии напоминает российский морской Андреевский. Правда, на нем поменялись местами цвета.
Голубой цвет диагоналевых полос российского Андреевского на шотландском стал полем флага, а диагоналевые полосы - белыми. Случайны ли совпадения? «В горах Шотландии моей…» - ностальгически заметил однажды Михаил Юрьевич Лермонтов. Простим ему: его мужские предки - благородные шотландцы. А нас-то что с ними связывает?
Откуда диагоналевый крест, который традиционно считается символом Святого Андрея, еще и… на флаге Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии? С утверждением шотландской династии Стюартов на английском престоле (1603 г.) Шотландия была объединена с Англией личной унией. Подобное и с другими королевствами случалось. Когда, например, литовский князь Ягайло взял в жены польскую Ядвигу, они сложили в общий котел и свои королевства. Был момент, когда у Франции и Польши оказалось не два, а один король – Генрих Третий. А в Англии реставрация Стюартов оставила памятью о себе объединенную символику национальных флагов: диагоналевый крест с шотландского включился в нее, но… стал красным, обрамленным белыми полосами…
Орден Андрея Первозванного, основанный в России в 1698-м году… Тогда еще он мыслился не просто как наградной знак, но и как сообщество единоверцев, что-то вроде рыцарского или монашеского братства.
Позднее были основаны и другие ордена. В 1714-м учрежден орден Святой великомученицы Екатерины, которым награждались благородные дамы. Орден Святого Александра Невского с 1725-го года получали в старой России не наиболее отважные офицеры, как это потом повелось в Великую Отечественную войну, а…престарелые вельможи. Орден Святого великомученика и победоносца Георгия вначале (1769 г.) имел три степени, а с 1815-го года и четвертую - крест, носимый на эфесе шашки или сабли. Награждались им только офицеры за личную храбрость. Все четыре степени имели немногие, к примеру, Михаил Дмитриевич Скобелев. В 1807-м был учрежден и солдатский Знак отличия Военного ордена, который с 1913-го стал именоваться Георгиевским крестом.
В картинных галереях встречаешь парадные портреты российских полководцев и вельмож с орденскими лентами через плечо. Лента ордена Андрея Первозванного голубая, ордена Александра Невского - красная. Лента положена была лишь к ордену первой степени. Ордена младших степеней носились на шее в петлице, на эфесе оружия: «За третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею».
Медаль на Владимирской ленте мог получить и купец, пожертвовавший средства на приют для сирот или госпиталь для увечных воинов. В наших южнокиргизских краях такая медаль вручалась волостным управителям – болушам.
В Капитул орденов российских включались и иноземные: в 1797-м стал российским шлезвиг-голштинский орден Святой Анны, к российским были приравнены польские орден Святого Станислава и орден Белого Орла. Получал такого Станислава питерский чиновник и порой не мог объяснить, что это за святой, чем прославился.
Вот такая сложная наградная система, постепенно ставшая всесословной, но высокие награды все же приберегавшая для знати.
И особенно оберегавшая сословный статут самого высшего отличия - ордена Андрея Первозванного. Голубые его ленты через плечо видишь, за редчайшим исключением, на портретах членов императорской фамилии. Но и, скажем, на портрете великого российского полководца Александра Васильевича Суворова. Как и флотоводец Федор Ушаков, был он уроженцем Мордовии, а во время обязательной для себя утренней зарядки читал… мусульманскую молитву. Это так, к слову…
И задаемся тем же вопросом: чем привлек молодого еще Петра пример Андрея Первозванного? Был ли выбор этого имени для первого и старшего среди орденов российских личным решением Петра или кем-то ему подсказан? И если не было постороннего влияния, то какие исторические реминисценции, какой идеологический императив стоял за учреждением сначала такого ордена, а затем и Андреевского флага для Военно-морского флота?
Кто он, Андрей Первозванный? Приходится заглянуть в Библию, в Новый Завет: «Когда же настал день, призвал учеников своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его…» (ЛК 6 13-14). В другом Евангелии узнаем мы об образе жизни, профессии братьев: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы…» (Мф 4,18). Итак, Андрей, как и его брат, первые из 12-ти апостолов, составивших ближайшее окружение Иисуса, первые из его учеников. Слово «апостолос» означает посланца. В первые века христианства так называли странствующих проповедников, содержавшихся за счет религиозных общин. Известны их послания по вопросам вероучения, но большинство исследователей считает их личностями легендарными. Скажем, во «Всемирном биографическом энциклопедическом словаре», выпущенном в Москве в 1998 г. научным издательством «Большая Российская энциклопедия», ничего не находим об Андрее Первозванном. Авторы словаря - ученые (историки, филологи, библиографы и пр.), они следуют не мифам, а строго научным сведениям. Раз интересующий нас персонаж легендарен, то и ищи его в мифологическом словаре, религиозной литературе или работах религиоведов.
Здесь, в этой нашей статье, мы, напротив, станем говорить только об историческом значении апостола Андрея. Может ли быть таковое у персонажа, в реальности которого историки сильно сомневаются? Оказывается, бывает подобное.
Как это ни покажется странным, личность оказывает порой немалое влияние на ход истории и в том случае, когда достоверно занесена на скрижали истории, и в другом, когда о ней известно немногое, но давшее основу легенде.
Верить ли тому, что апостол Андрей (ум. 62 г.) проделал путь «из варяг в греки» в обратном направлении, т.е., наоборот, «в варяги», мирно проповедывал на этом пути христианское вероучение, оставил свой жезл где-то возле Великого Новгорода, чем и предопределил местоположение этой будущей твердыни православия, и проследовал такой тернистой дорогой, преодолев еще и морские хляби, в Шотландию? Что еще оставил Св. Андрей не на берегах Северного моря, а в России? Говорят, обычай. В вечер перед посвященным этому апостолу днем (по новому стилю это 13 декабря) девушке впервые встречается ее суженый. Словом, будьте, невесты, особенно внимательны вечером перед этой декабрьской датой, но от вас, собственно говоря, мало что зависит! Суженый он и есть суженый… Что-то вроде дня Святого Валентина, но… на российский манер!
Обнаруживаем и более серьезную, ретроспективно прослеживаемую тенденцию, связанную с именем Андрея Первозванного. Она сопряжена с претензией России, Москвы на роль Третьего Рима («А четвертому Риму – не быть!»), то есть своеобразной исторической эстафеты от могущественной Римской империи к Византии («Второй Рим») и от нее – к России, Москве. Государь Иван III Васильевич даже взял в жены византийскую принцессу - племянницу Константина XI Зою, известную в российской истории как Софья Палеолог.
При такой идеологической инициативе оказывалась кстати легенда о миссионерской деятельности апостола Андрея у восточных славян, уравнивавшая русских с византийцами и позволявшая отстаивать самостоятельность Русской православной церкви. В Византии же еще до этого отстаивали тезис о том, что Андрей прежде основателя Римской церкви своего брата Петра основал христианскую общину в Византии, которая и приоритетна. Для первого века нашей эры славянам даже в Северное Причерноморье, не говоря о новгородских окрестностях, вроде как рановато. В первом веке там только начинают появляться некие анты, в которых археологи видят предков славян. Но надо ли на любой случай требовать летописную строку? Всегда ли точны хронисты? Среди них попадались и люди с пылкой фантазией. Исторические хроники неоднократно и тенденциозно редактировались, хотя афоризм «история это политика, обращенная в прошлое» появился позднее. Верить ли, например, хронисту, который утверждает, что сохранившуюся и до наших дней Китайскую стену возвел Александр Македонский для защиты своей империи… от китайцев? Мы теперь держимся противоположного мнения.
Историки считают, что легенда об апостоле Андрее как провозвестнике христианства на Руси была вписана в «Повесть временных лет» при ее тенденциозном редактировании между 1116-м и 1119-м годами, когда между русичами и византийцами возник территориальный спор за берега Керченского пролива и дунайские княжества. Строки в древнюю книгу внес писец, а продиктовал ему, как полагают, сам Мстислав Великий – сын Владимира Мономаха. В 1117-м году, видимо, именно в связи с русско-византийской войной, Владимир Мономах вызвал сына в Киев и сделал своим соправителем. Второпях делая вставку, эти редактора всю «Повесть…» не прочли и там осталась заметка еще Нестора - летописца о том, что ни апостолов, ни пророков в Русской земле никогда не было.
Достоверных исторических свидетельств о миссионерской деятельности апостола Андрея среди восточных славян нет. К этому московский историк О.М. Рапов добавлял еще и то, «что христианское вероучение в I в. н.э., при жизни апостола Андрея, представляло собой, по словам Ф. Энгельса, «религию рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов». А протославяне, уточняет историк, жили первобытнообщинным строем, для которого не характерны нищета и бесправие: «Не были они покорены или рассеяны Римом».
Однако лично у меня аллергия на аргументацию цитатами из классиков марксизма. Как только таковая в ходе дискуссии возникает, хочется что-то возразить из естественного в нормальном человеке чувства противоречия слишком тяжелому авторитету. Да, ведь и на стороне противоположного мнения авторитеты не легчайшего веса: Владимир Мономах, Мстислав Великий, Петр Великий. Первый век новой эры, деяния апостолов были к ним по времени ближе, чем к марксистам, постигающим историю спекулятивным размышлением. Ни названные здесь киевские князья, ни Самодержец Всероссийский не вызывают особых сомнений в их компетентности по части истории. Чистосердечно заблуждались? Намеренно пытались ввести в заблуждение других? За всех троих ручаюсь: люди вполне приличные. Бывали грубоваты, даже жестоки. Однако необходимости в подчистках и подтасовках исторических фактов не испытывали. Здесь что-то другое…
Владимир Мякинников.