Неисчерпаемый Пушкин
«Иди, куда влечет тебя свободный ум»
Вечер поэзии, посвященный творчеству А.С. Пушкина, проведенный в Ошском гуманитарно-педагогическом институте, - в числе мероприятий, завершающих 2009-й - год 210-летия со дня рождения всемирного русского поэта.
На открытии вечера с кратким вступительным словом к его участникам обратился старший преподаватель кафедры русского языка и литературы ОГПИ Мусабек сатыбалдиев, конечно же, звучали в исполнении студентов пушкинские стихи и стихи о Пушкине, кто-то блеснул и своим литературным творчеством.
Поскольку собрались филологи киргизско-российского факультета, заходила речь и о том мощном, непреходящем влиянии, которое оказывает многообразное наследие Пушкина на развитие многих национальных литератур. Были в этот вечер и краткие научные сообщения, в числе которых – и четверокурсницы М.Казаковой «Пушкин и общенародный русский язык».
Участников вечера встречали транспаранты с текстом пушкинских стихов: «Иди, куда влечет тебя свободный ум, усовершенствуя плоды любимых дум, не требуя наград за подвиг благородный».
«Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов».
И как обойтись на подобном вечере без хрестоматийно известной горьковской оценки: «Пушкин у нас – начало всех начал». Пушкина создали семь веков развития могучей, блистательной российской словесности (отсчет берем со «Слова о полку Игореве»), но он еще и реформатор русского языка, который после Пушкина не таков, как до него. И уже этот обновленный язык, испытавший влияние пушкинского гения, по известному афоризму Чингиза Айтматова, «сыграл роль посредника, роль языка – моста, соединившего впервые в истории художественные берега народов». Кому-то подобная оценка покажется несколько завышенной, однако статус русского языка, как одного из мировых, неоспорим.
В чем же видят современные студенты величие Пушкина, его особый вклад и в развитие русской литературы, словесности и в мировую культуру?
«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте», - писал Н.В. Гоголь. И продолжал: «Никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость русского языка…
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. Это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Сама его жизнь совершенно русская… Поэт, историк, публицист, критик, журналист, общественный деятель - во всей культуре найдешь его след. Филолог чувствует в Пушкине родную себе душу и обязательно напомнит о том, сколь велик вклад этого разностороннего литератора еще и в нормативные основы русской грамматики в речевую культуру».
А.М. Горький, как бы обобщая многие высказывания, пояснил, в чем заключается историческая роль Пушкина. Указывая, что язык создается народом, что деление языка на литературный и народный, значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык, не обработанный мастерами, он подчеркнул: «Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, он же первый показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надобно обрабатывать его».
Прозвучал на этом студенческом вечере и тургеневский отклик И.С.Тургенев значение Пушкина видел в том, что он «именно русский!» Сама сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами и сущностью русского народа. Не говоря уже о мужественной прелести, силе и ясности его языка – это прямодушная правда, отсутствие лжи и фразы, простота, эта откровенность и четкость ощущений – все эти хорошие черты хороших русских людей поражают в творениях Пушкина не одних нас, его соотечественников, но и тех их иноземцев, которым он стал доступней. И этому есть самые фундаментальные основания. «Иноземцев», приобщающихся к русскому, с каждым днем прибывает.
Русский язык, утверждал Пушкин, «имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». По его мнению, это - «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «гибкость и правильность, величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». В нем превосходно отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.
Пушкин находил, что «отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражения». Благодаря привлечению народных речевых средств, создается «блеск, чистота и бриллиантовая твердость слога» литературных произведений.
Величие и красоту русского языка Пушкин объяснял огромной жизненной и духовной силой русского народа. Народную речь поэт называл «живым и кипящим источником», достойным глубочайших исследований. С восхищением говорил о «драгоценной свежести, простоте, чистосердечности выражений» народа.
А.С.Пушкину завидовал Л.Н.Толстой: «Тем удивителен Пушкин, что в нем нельзя ни одного слова заменить. И не только нельзя слова отнять, но и прибавить нельзя».
Студенты, приводя эти достаточно известные, но порой и подзабытые оценки творчества русского национального гения, порой несколько увлекались. Вряд ли сам А.С. Пушкин согласился с тем, кто назвал бы его «создателем русского литературного языка», хотя, безусловно, Александр Сергеевич оказал на «великий и могучий, правдивый и свободный» и свое немалое влияние. Не согласился бы Пушкин и с тем, что он – «родоначальник русской литературы»: «Старик Державин нас заметил и в гроб сходя благословил». Заметим это пушкинское - «нас» и отнесемся к нему с вниманием, пониманием и интересом.
Можно надеяться, что интерес студентов к Пушкину откроет перед ними перспективу освоения богатств российской словесности допушкинских времен (а это, скажем, не только написанные, но и изданные самим автором 500 томов сочинений Андрея Болотова, который подобно деду А.С.Пушкина «как Миних верен оставался паденью Третьего Петра» и прозой которого восхищались Каролина Павлова и Александр Блок, и пьесы Дмитрия Ивановича Фонвизина, и не исчерпаемый в своей глубине старший современник и добрый наставник поэта Николай Михайлович Карамзин. А Максим Грек!.. А протопоп Аввакум! Вот уж кто умел «глаголом жечь сердца людей!»
Но безусловна при всем том особая роль Пушкина, с которого начинаешь знакомство и с древней, и с новой русской литературой, и с его талантливейшими современниками, которым повезло на благословение Гаврилы Романовича Державина.
Владимир Мякинников.