Размышления на тему

РУССКИЙ ЯЗЫК СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Русский язык прочно вошел в жизнь киргизстанцев. Одни его изучают для работы в России, другие для продолжения карьеры. Но есть люди, для которых великий и могучий стал родным. Сегодня руководитель Русского центра в Оше, старший преподаватель кафедры всемирной литературы факультета русской филологии Ошского госуниверситета Занфира Мискичекова рассказывает о проблемах изучения и позиции русского языка в южном регионе Киргизии.

- Для меня русский язык всегда был вторым родным. В школьные годы любимыми предметами были русский язык, литература и история. Поэтому мой выбор профессии учителя русского языка и литературы был не случаен. Как педагога, гражданина и руководителя Русского центра в Оше меня не может не беспокоить нынешнее положение русского языка в нашем обществе.
Безусловно, каждая страна выбирает наиболее нужный и важный для ее экономической, политической и культурной жизни язык. В этом плане Киргизия сделала свой выбор, придав русскому языку статус официального. В связи с этим открытие общественным российским фондом «Русский мир» трех Русских центров на территории Киргизии очень своевременно. В результате проведенных Русским центром мероприятий был выявлен ряд проблем в изучении русского языка в южном регионе Киргизии. Они связаны с ситуацией, сложившейся в стране в 90-е годы, которая дает о себе знать и сейчас, - это отсутствие русскоязычной среды из-за оттока русскоязычного населения на свою историческую родину, сокращение количества школ с русским языком обучения, сокращение количества часов на изучение русского языка и литературы.
Все это не способствовало и не способствует изучению русского языка в южном регионе Киргизии.
Однако в последние 5-7 лет ситуация с русским языком изменилась. Интерес к русскому языку стал расти с каждым годом. В настоящее время все больше людей хотят изучать русский язык. Он стал востребован и необходим. Это обусловлено как политическими, так и экономическими причинами.
Русский язык изучают ученые разных направлений, потому что он открывает широкий доступ к научной информации. Русский язык изучают коммерсанты, чтобы завязать торговые связи с Россией. Русский язык изучают политические деятели, студенческая и учащаяся молодежь и другая категория населения.
Увеличение числа желающих изучать русский язык в школе с русским языком обучения вызвало так же ряд проблем. Одной из таких является увеличение числа учащихся в школах. Труднее всего стало учителям начальных классов, т.к. учиться приходят дети, абсолютно не владеющие русским языком. Что движет родителями этих детей, чего они хотят для своих ребятишек?
С целью выявить мотивацию изучения русского языка заслуженный учитель Киргизии Г. Богомолова провела опрос среди учеников 8-х, 10-11 классов сш им. Кирова и их родителей. Результаты оказались следующими:
- хорошая работа в России;
- хорошее образование, доступ в Интернет и возможность обучаться в российских вузах;
- обеспеченное будущее;
- общение с другими народами;
- второй государственный язык;
- возможность хорошо знать и читать художественную литературу русских классиков;
- быть культурным и начитанным человеком, правильно и красиво выражающим свои мысли;
- быть грамотным человеком;
- это модно.
Как видим, причин для поступления в школы с русским языком обучения много. Приток в школы новичков радует и накладывает на учителей ответственность - оправдать ожидания родителей и исполнить желания учеников. А для этого необходимо решить ряд проблем и вопросов, имеющихся в общеобразовательной системе обучения, а именно - перегруженность классов в школах с русским языком обучения, особенно в начальной школе, нехватка учебников по русскому языку и литературе. Например, в сш им. Кирова всего 12 учебников на 40 учащихся, а в сельских школах и того меньше. Плюс ко всему, имеющиеся учебники морально устарели. О каком качестве знаний можно говорить в такой ситуации? Аналогичное положение и с учебниками по киргизскому языку и литературе. Думаю, необходимо увеличить количество часов на русский язык и литературу, решить кадровый состав, т.к. катастрофически не хватает специалистов и не только по русскому языку. Для этого необходимо сделать достойную зарплату учителям школ и преподавателям вузов, делить класс на группы на уроках русского языка в школах с русским языком обучения, учитывая нынешний контингент учащихся.
В современном мире немаловажную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения играют СМИ, но, к сожалению, на областном и республиканском телевидении и радио отсутствуют учебные и развивающие передачи для детей. Все больше передачи носят развлекательный характер.
Если правительство Киргизии повернется лицом к проблемам образования, а Министерство образования и науки от обещаний перейдет к делу, тогда, возможно, ситуация выправится, и у учителей появится стимул работать творчески.
Сегодня, когда идет интеграция поликультурного и многоязычного образования, я считаю, что любой гражданин киргизской национальности, как и любой другой, должен хорошо владеть и своим родным, и русским языком. Но владеть им не только на элементарном уровне, достаточном для бытового общения, что сейчас и происходит, а на уровне, позволяющем глубоко освоить культуру и киргизского, и русского народов.
Вот задача, которую мы обязаны решать сегодня, чтобы не потерять в будущих поколениях духовности - того качества, нарастающий дефицит которого мы нередко удрученно констатируем. Но - парадоксально! - при этом не расширяем, а, напротив, сокращаем программы по русской литературе (и в русских школах тоже!). Тем самым мы ведь уменьшаем не объем информации - мы перекрываем тот источник и тот резерв духовности, который везде коренился именно в литературе (особенно в литературе классической) - в ее могучем воспитательном потенциале.
Интернет, телевизор - это так легко!
Но ничто не может заменить те ощущения, которые вызывает чтение книг. При чтении романов Достоевского, Толстого, рассказов и пьес Чехова происходит волшебство: герои обретают в воображении каждого читающего свое уникальное воплощение. Удивительный миг сотворчества, когда разбуженные писателем мысль и чувство заставляют работать мозг, страдать, сопереживать, радовать сердце.
Но, к сожалению, сегодня отсутствует у молодежи потребность в чтении художественной литературы. Все хуже наши дети знают русскую классическую и современную литературу. В таком положении дел виноваты не они - виноваты мы, старшее поколение.
Яркое зрелищное действо на экране не требует мыслительных усилий - и отвращает, уводит молодежь от книги. И, как следствие, в конце концов, получаем человека, не способного ни мыслить, ни высказаться достаточно грамотно - как устно, так и письменно.
Но, тем не менее, учителя южного региона Киргизии не опускают руки. Используют различные приемы и методы для обучения детей.
Прав Мар Байджиев, киргизский писатель - билингв, драматург, кинорежиссер, сказавший: «Любите русский язык, старательно изучайте его, совершенствуйтесь в нем всю жизнь. Русский язык - это язык - друг!».

Hosted by uCoz