СТЕНОГРАММА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНА ДЛЯ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ
ЖУРНАЛИСТОВ
В.ПУТИН:
Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Спасибо за теплый прием. А я со своей стороны хочу всех вас поблагодарить
за огромное внимание, которое вы проявили к сегодняшней встрече. Насколько
мне известно, рекордное количество журналистов аккредитовано на сегодняшнем
мероприятии. Надеюсь, что оно пойдет всем нам на пользу. Во всяком случае
со своей стороны постараюсь быть максимально откровенным и ответить
на все интересующие вас вопросы.
Естественно было бы начать нашу сегодняшнюю встречу с результатов работы
экономики Российской Федерации, с того, как мы оцениваем социально-экономическую
политику в нашей стране за 2005 год, с того, чего мы добились за 2005
год.
Должен сразу сказать, что в целом мы удовлетворены итогами работы за
2005 год. Начну с общих показателей, которые, в общем, известны – я,
может быть, повторюсь, но тем не менее хотел бы их обозначить. Рост
ВВП страны – внутреннего валового продукта – составил 6,4 процента.
Корректировки возможны, но они будут незначительными. Окончательно это
можно будет сказать где-то в марте, но уже сегодня базовая цифра понятна.
Это неплохо, имея в виду, что первоначально планировалось 5,9 процента.
Фондовый рынок российский серьезно вырос за 2005 год.
Конечно, все так называемые развивающиеся рынки подросли. В Европе –
это и польский рынок, и венгерский, в Латинской Америке – и Аргентина,
и Бразилия, в Азии – это Южная Корея, которая является одним из лидеров
роста капитализации рынков. Но даже по сравнению с лидером – с одним
из лидеров, Южной Кореей, где рост составил где-то 54 процента, – у
нас 88, абсолютный рекорд и для мира, и для нашей страны.
Естественно, рост золотовалютных резервов Центрального банка значительный,
просто рекордный. Напомню, мы в 2000 году начинали с 12 миллиардов,
сегодня уже 185 миллиардов, в конце прошлого года это было 182 с чем-то.
Рос Стабилизационный фонд Правительства, и как результат – социальные
последствия: средняя заработная плана в стране выросла на 9,8 процента,
доходы населения в среднем выросли на 8,7 процента, пенсии – на 13 процентов,
значительный рост. Значительно выросли доходы наших ветеранов, в целом
всей этой категории участников Великой Отечественной войны и приравненных
к ним категорий.
Все эти цифры роста, которые я сейчас назвал, – они в реальном выражении,
то есть за минусом инфляции. Кстати, сразу же бы хотел оговориться,
что мы, конечно же, не всем удовлетворены в 2005 году. Нам не удалось
выдержать запланированные параметры инфляции. Как вы знаете, они планировались
на уровне 8,5 процента, а у нас получилось 10,8–10,9, примерно будет.
Чуть меньше, чем в 2004 году, но все-таки рост значительный. Нам не
удалось сдержать рост и номинального, и реального эффективного курса
рубля, что негативно сказалось на перерабатывающих отраслях экономики
страны. Но, повторяю, в целом мы работой за 2005 год удовлетворены.
В политическом плане, в плане политического развития я бы отметил создание
Общественной палаты как одного из существенных инструментов гражданского
общества. Я бы сказал о принятом законе, который предоставляет партиям,
победившим на региональных выборах, право напрямую участвовать в процессе
приведения к власти руководителей регионов. И, конечно, я бы назвал
окончательное формирование органов государственной власти в Чеченской
Республике. С избранием Парламента этот процесс завершен, Чеченская
Республика полностью возвращена в конституционное поле Российской Федерации.
Там есть еще, конечно, немало задач и экономических, и социальных, есть
задачи по формированию муниципальных органов власти. Но проблема формирования
государственных органов власти решена.
Это, конечно, не всё, что нам удалось и не удалось сделать, но это –
основное, на что мне бы хотелось обратить внимание.
Я думаю, что будет правильно, если мы приступим теперь к основной нашей
части, и я постараюсь ответить на ваши вопросы. Прошу вас.
ГРОМОВ А.А.: Пожалуйста, коллеги.
По-моему, Вы начинали пресс-конференцию в прошлом и позапрошлом годах?
Прошу Вас, представьтесь.
А.ТУМАНОВ (газета «Ваши 6 соток»): Да, не только в прошлом, но и в позапрошлом.
Владимир Владимирович, на прошлой пресс-конференции мы с Вами затронули
вопрос о трудностях приватизации садово-огородных участков. Поговорили
об этом – и после этого Правительство изучило данный вопрос, и даже
Фрадков назвал это «дачным кошмаром». Было объявлено: готовится «дачная
амнистия». Вот как Вы считаете, приведет ли обещанная Правительством
«дачная амнистия» к тому, что обычный среднестатистический человек мог
бы нормально, без проволочек приватизировать свои земельные наделы,
и желательно еще потом на свои пенсии, зарплаты содержать его?
В.ПУТИН: Приятно, что мы от таких глобальных вопросов переходим сразу
к конкретным. Кстати говоря, в позитив деятельности Правительства и
всего руководства страны я бы еще записал здесь понижение количества
наших граждан, которые живут за чертой бедности, – значительно сокращено
это число, – и снижение безработицы.
Но вот то, о чем Вы сейчас сказали, близко стоит к последним двум моим
замечаниям, потому что огородничество, конечно, приносит значительный
доход в бюджет большого количества российских граждан, и после нашей
предыдущей встречи мною было сформулировано соответствующее поручение
Правительству Российской Федерации, которое подготовило проект закона
о либерализации приобретения в собственность и земельных участков, и
дачных строений.
Надеюсь, что в самое ближайшее время, еще на весенней сессии [Госдумы],
этот закон будет принят.
О.БОЙКО (телеканал «Russia Today»): Владимир Владимирович, скажите,
пожалуйста, чем руководствовалась Россия при выборе приоритетных направлений
для вступления в «восьмерку»? Что это за направления? Что бы Вы ответили
скептикам, которые считают, что России не место в «восьмерке»?
В.ПУТИН: Мы руководствовались при выборе основных тем, предлагаемых
для обсуждения и дискуссий на «восьмерке» летом в Петербурге, теми проблемами
и вызовами, с которыми сталкивается человечество в самом прямом смысле
этого слова, – это первое.
Второе. Мы исходили из того, выбирая темы, имели в виду выбрать такие
из них, в решении которых Россия могла бы принять действенное и эффективное
участие.
Поэтому естественным было остановить свой выбор в ходе консультаций
с нашими партнерами, а мы регулярно работаем и в рамках встреч шерп,
и на самом высоком политическом уровне с нашими коллегами из всех стран
«восьмерки», – я очень благодарен нашим партнерам за помощь и поддержку
и при выборе тем, и в ходе подготовки, которую мы сейчас ведем, – так
вот, для нас было естественным. Мы на этом и остановились: первое –
это энергетическая безопасность в мире, второе – это борьба с инфекционными
болезнями, и третье – проблемы образования. Кстати, в той или иной форме,
в том или ином качестве, в том или ином объеме практически все эти темы
обсуждают на «восьмерках» постоянно. Мы их предлагаем сделать в качестве
основных. Все наши партнеры с этим согласились.
Что касается недоброжелателей, о которых Вы упомянули, которые говорят
о том, что России не место в «восьмерке», – я знаю, что такие записные
недоброжелатели нашей страны есть. Они все еще остались в прошлом веке,
все это специалисты в области советологии. Несмотря на то что Советский
Союз прекратил свое существование, они все еще там, потому что другой
специальности у них нет. Но что им можно сказать? Я знаю настроение
лидеров «восьмерки». Никто не против, все за подключение России к этому
клубу и к активному участию России в этом клубе, потому что никто не
хочет, чтобы «восьмерка» превратилась в сборище «жирных котов», потому
что разница, дисбаланс в мире нарастают. Разница в уровне жизни между
так называемым золотым миллиардом и беднейшими странами мира растет.
Россия, с одной стороны, демонстрирует очень хороший показатель развития
своей экономики и финансов. Напомню, что мы сводим свой бюджет с профицитом
и торговый баланс у нас – с профицитом. У нас отношение нашего внешнего
долга к ВВП – 30 процентов (в 2000 году было 80), сегодня это один из
лучших показателей в мире. Всё это говорит о том, что Россия проводит
правильную, взвешенную экономическую политику. Но в то же время мы не
можем пока похвастаться, к сожалению, пока тем, что у нас богатое население.
У нас очень много бедного населения. Это наша беда и это наша главная
задача – уменьшение количества бедного населения в стране. И в этом
смысле мы как страна с такой развивающейся экономикой и социальной сферой
лучше, чем кто-либо другой, может быть, в «восьмерке», понимаем проблемы
развивающихся стран. Поэтому участие России в «восьмерке» абсолютно
органично.
Кроме того, «восьмерка» – это тот клуб, который задумывается о глобальных
проблемах и прежде всего проблеме безопасности. Но может ли кто-нибудь
из сидящих в этом зале представить себе, скажем, решение проблем ядерной
глобальной безопасности без участия крупнейшей ядерной державы мира
– Российской Федерации? Конечно, нет. Так что все, кто говорит об этом,
о том, что там место – не место, – пускай дальше говорят. Это их работа.
Собака лает – караван идет.
О.СОЛОМОНОВА (газета «Труд)»: У меня вопрос о российско-украинских отношениях
в газовой сфере. Кажется, в начале года все было решено, обо всем договорились,
Вы лично встречались с Ющенко. Все было вроде бы нормально. Сейчас,
как известно, Украина снова начинает отбирать и вовсю отбирает газ,
и «Газпром» наращивает и наращивает поставки в Европу.
Как Вы оцениваете эту ситуацию?
В.ПУТИН: Прежде всего, тот факт, что мы смогли договориться с руководством
Украины по принятию общих подходов к снабжению Украины российскими энергоносителями,
я считаю весьма положительным и для наших двусторонних отношений, и
для мировой и европейской энергетики.
И я считаю, что руководство Украины сделало мужественный и правильный
шаг, пойдя на эти договоренности. Это договоренности компромиссного
характера, каждая из сторон удовлетворена этими договоренностями. В
то же время, Вы правы, мы обо всем договорились, все подписали: по ценам,
по формуле цены, по объемам поставок. И, несмотря на все эти договоренности,
в отсутствие каких-либо конфликтов мы столкнулись с большим отбором
российского газа из экспортной трубы в Европу. В период холодов на Украине
это было 34–35 миллионов кубометров газа в сутки. «Газпром», желая восполнить
эти потери для западноевропейских потребителей, увеличил в одностороннем
порядке на 35 миллионов ежедневные поставки. Что произошло дальше? Наши
украинские партнеры продолжали отбирать по 35 ежедневно и плюс все то,
что «Газпром» поставлял сверх плана, то есть 70 миллионов в день.
Вот теперь я хочу задать вопрос скептикам, которые считали, что не нужно
строить Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря. Нужен
этот газопровод для стабильного энергоснабжения Западной Европы или
не нужен? Кто больше всего говорит на эту тему, тот должен задуматься,
чьи интересы он преследует: интересы своего собственного населения или
какие-то другие интересы, которые и объяснить-то даже сложно.
Мы рассчитываем на то, что нам удастся сбалансировать наши отношения
с украинскими партнерами. Меня радует то обстоятельство, что в отличие
от прежних лет украинские партнеры прямо сказали о том, что они отбирают
этот газ, и не стали здесь ничего ни замалчивать, ни извращать. Нам
важно, чтобы нам за это заплатили по тем ценам, о которых мы договорились.
Это можно сделать и в конце февраля, это можно сделать другим способом,
поскольку количество газа, поставляемого в Украину, российского газа,
ограничено 17 миллиардами в год. Это значит, что на каком-то этапе этот
весь объем будет выбран, тогда нам нужно будет договариваться о новом
объеме, но важно, что это не скрывается, что это обсуждается. Надеюсь,
что это обсуждение приведет к положительному результату.
М.МОРЕНО («Эль Коррэо», Испания): Уважаемый Президент, скажите пожалуйста,
по идее Россия должна вступить во Всемирную торговую организацию в этом
году. Однако до сих пор не достигнуто соглашение ни с США, ни с Колумбией.
Скажите, какие перспективы решения этой проблемы, если Вы вообще считаете,
что это проблема, и вообще нужно России вступление в ВТО? Спасибо большое.
В.ПУТИН: В целом мы намерены и дальше идти по пути присоединения к Всемирной
торговой организации. Как я уже говорил, мы будем делать это только
на приемлемых для нас стандартных условиях, на договоренностях, которые
не выходят за рамки обычного процесса присоединения других стран к этой
универсальной международной экономической торговой организации. Если
нам будут предъявляться претензии за рамками этих обычных договоренностей,
то, конечно, мы с таким подходом не согласимся.
Главная проблема сегодня – это решение вопросов с Соединенными Штатами.
Я думаю, как только мы с ними договоримся, то и Колумбия. Все остальные
страны практически – я хочу подчеркнуть, все, все наши партнеры – поддержали
присоединение России к ВТО. Держат нас пока только Соединенные Штаты.
И сегодня мы обсуждаем вопрос о филиалах коммерческих банков, разрешении
их деятельности в России. Мы уже высказывались на этот счет: мы считаем,
что для нас это неприемлемо, поскольку это не дает возможности контролировать
денежные потоки в Российской Федерации, – и, по сути, с нами финансовое
сообщество Соединенных Штатов соглашается. На профессиональном уровне
всем все понятно, на политическом – нужны какие-то конкретные шаги навстречу
друг другу. Надеюсь, что они будут сделаны. Во всяком случае, я знаю
настрой Президента Соединенных Штатов: он поддерживает вступление России
в ВТО.
ВОПРОС (г.Магадан): Уважаемый Владимир Владимирович!
Ваша позиция по основным направлениям развития золотодобычи в России,
озвученная в конце ноября на совещании в Магадане, подняла дух всех
недропользователей Дальнего Востока – и не только Дальнего Востока.
Однако сейчас уже есть опасения за реализацию тех предложений, которые
там прозвучали, прежде всего Ваших поручений Правительству. Возможно,
мало времени прошло или есть какие-то другие причины. В связи с этим
вопрос: у Вас, Владимир Владимирович, не изменилась позиция относительно
Дальнего Востока как стратегического региона государства, богатствами
которого будет прирастать Россия?
В.ПУТИН: Конечно, не изменилась. Более того, как вы знаете, у нас всего
практически две федеральные целевые программы, которые рассчитаны на
развитие территорий. В качестве таких приоритетных территорий выбраны
две: это Дальний Восток и Северный Кавказ, Юг России. Поэтому на эти
цели выделяются значительные ресурсы, и в 2006 году объем этих ресурсов
значительно увеличен по сравнению с 2005 годом. Речь идет прежде всего
о развитии инфраструктуры, для того чтобы создать условия для роста
экономики в этих регионах, создания дополнительных рабочих мест.
Что касается золотодобывающей отрасли, то надеюсь, что все поручения,
сформулированные на встрече в Магадане, будут исполнены. Как вы помните,
некоторые из коллег, работающих в этой сфере, предлагали вещи, которые
я считаю неприемлемыми для нас, а именно вывозить, допустим, золотую
руду для переработки за границей. Так мы здесь ни налогов, ни золота
не увидим. Вот такие вещи реализованы быть не могут. Все остальное может
и должно быть реализовано в рамках тех договоренностей и тех поручений,
которые были сформулированы на совещании в Магадане.
С.ГАТТЕРМАН: (Ассошиэйтед пресс, США): Во время Вашего президентства
Вы говорили о том, что Россия – европейская страна с европейской культурой
и ценностями. Но иногда Россия поддерживает такие мнения, такой режим
в бывшем Советском Союзе, которые, видимо, не разделяют этих ценностей.
Я имею в виду, например, события в Андижане, российскую поддержку узбекской
позиции по этим событиям. Вы не считаете, что эти подходы несовместимы?
Спасибо.
В.ПУТИН: Я не считаю, что эти подходы несовместимы, тем более что мы
лучше, чем вы, знаем, что произошло в Андижане, и мы знаем, кто, где,
в каком объеме готовил тех людей, которые подожгли ситуацию в Узбекистане
и, в частности, в этом городе. Это не исключает того, что в Узбекистане
очень много проблем, но это исключает наш подход, при котором мы могли
бы раскачивать, могли бы позволить себе раскачать ситуацию в этой стране.
Вы знаете, наверное, что такое Ферганская долина, вы знаете, как сложна
там ситуация, каково положение населения, уровень его экономического
самочувствия. Нам не нужен в Средней Азии второй Афганистан, и мы будем
действовать очень аккуратно. Нам не нужны там революции, нам нужна эволюция,
которая приведет и к утверждению тех ценностей, о которых Вы сказали,
но не будет способствовать взрывам, с которыми мы столкнулись в Андижане.
А. Абд-Эль-Хамид («Аль Джазира»): Господин Президент!
После победы движения ХАМАС на Ближнем Востоке поступают такие заявления
со стороны Запада, в которых угрожают отменить или прекратить помощь
палестинскому населению. Изменится ли Ваша позиция по этому поводу?
И согласны ли Вы с теми мнениями, что та ситуация, которая сейчас происходит
на Ближнем Востоке, – это провал американской дипломатии?
Спасибо.
В.ПУТИН: Это большой удар, сильный удар по американским усилиям на Ближнем
Востоке, очень серьезный удар.
Я думаю, что если мы хотим решать сложные мировые проблемы, то должны
это делать только сообща и не приглашать участников того или иного процесса
для того, чтобы «таскать каштаны» из огня, а вместе садиться и изначально
слушать, слышать друг друга и принимать согласованные решения.
Наша позиция в отношении ХАМАС отличается от американской и от западно-европейской.
Министерство иностранных дел Российской Федерации никогда не признавало
ХАМАС в качестве террористической организации. Но это не значит, что
мы одобряем и поддерживаем все, что делает ХАМАС, и все заявления, которые
в последнее время звучат. Мы считаем, что одно дело, когда эта политическая
сила находилась в оппозиции и стремилась к власти, и мы знаем, что во
всем мире оппозиция очень часто выступает с достаточно радикальными
заявлениями, а другое дело, когда она получила вотум доверия народа
и должна способствовать тому, чтобы люди, которые поверили в это движение,
почувствовали положительные результаты их правления. А для этого нужно
уйти от радикальных заявлений, нужно признать право на существование
Израиля, нужно наладить контакт с международным сообществом.
Мы призываем ХАМАС именно к такой последовательной работе. Отказ от
помощи палестинскому народу в любом случае считаем ошибочным.
Н.СУДАКОВА (информационное агентство «Кремль», Нижний Новгород): Владимир
Владимирович, в сентябре 2004 года было объявлено о новой системе формирования
исполнительной власти. За эти полтора года многое изменилось, в том
числе и в Нижегородской области. За этот период можно было сделать выводы,
увидеть плюсы и минусы.
Скажите, пожалуйста, Вы довольны тем, как функционирует сейчас эта система,
и ее результатами?
В.ПУТИН: Я доволен тем, как функционирует эта система. Изначально я
говорил о том, что это далеко не назначение руководителей регионов из
Москвы. Это достаточно сложный политический процесс приведения к власти
с участием федерального центра в лице Президента Российской Федерации
и граждан, проживающих на той или иной территории, через своих депутатов
в законодательных собраниях. Вы знаете, при решении этого вопроса мы
столкнулись с тем, за что боролись, – как у нас в народе говорят, «за
что боролись, на то и напоролись». А именно в некоторых регионах предлагаемые
нами кандидатуры встретили явное неприятие, и федеральному центру пришлось
учитывать это настроение депутатского корпуса в том или ином регионе.
И я очень рад тому, что именно так и происходит. Это значит, что мы
добиваемся ситуации, при которой губернатор, приведенный к власти таким
образом, будет чувствительным к проблемам региона, но будет кровно связан
с общенациональными интересами. И я уже надеюсь, что в нашем депутатском
корпусе не появятся, как это было раньше, губернаторы с тремя судимостями.
П.ТЫЧИНКИН (НТК, Краснодарский край): Владимир Владимирович, скажите,
как Вы относитесь к претензиям города Сочи, Красной Поляны на проведение
зимней Олимпиады 2014 года, каковы шансы, на Ваш взгляд? И такой подвопрос.
В этой работе, как Вы оцениваете роль региона и на нынешнем этапе, каких
итогов достиг регион, на Ваш взгляд? Спасибо большое.
В.ПУТИН: Краснодарский край развивается очень хорошо и на фоне других
регионов Российской Федерации выглядит предпочтительно: и высококвалифицированные
кадры, и традиции очень хорошие в регионе, высокая политическая активность
населения, хорошая инфраструктура, климат. Надо прямо сказать, и руководство
достаточно последовательное: губернатор проводит взвешенную, аккуратную,
правильную политику и в экономике, и в социальной сфере – в целом неплохо,
думаю, что еще лучше можно, но удовлетворительно вполне.
Что касается города Сочи, то мы будем поддерживать заявку Сочи в качестве
кандидата на проведение зимних Олимпийских игр. Мы в любом случае это
будем делать – вне зависимости от результата, потому что стране нужен
современный, развитый инфраструктурно, удобный для граждан нашей страны
центр отдыха. Сочи – идеальное место: там мягкий климат, море близко,
в горах в некоторых местах круглогодично лежит снег. Я сам катался там
на лыжах два года назад, но, правда, технически это достаточно сложно,
нам с вертолета пришлось высаживаться, но снег лежит даже летом. Поэтому
мы будем развивать Сочи в любом случае, а вкладывать средства, конечно,
удобнее, если мы ставим перед собой достаточно серьезные задачи быть
хозяевами зимних Олимпийских игр.
Ф.БЫСТРОВ («Пресс-Волга»): Владимир Владимирович, в декабре прошлого
года Роспром подготовил свои предложения – как-то не хочется говорить
о поддержке отечественного автопрома – о реорганизации автомобильной
промышленности. В частности, предлагается создать национальную автокорпорацию
на базе КамАЗа, АвтоВАЗа и ГАЗа. Как Вы расцениваете перспективу подобного
альянса, в частности, и отечественного автопрома в общем?
И второй вопрос у меня есть, не сочтите за нескромность: нельзя ли получить
Ваш личный автомобиль на тест-драйв? Я думаю, многим россиянам будет
интересно узнать, так сказать, начинку автомобиля Президента.
Ну и, пользуясь возможностью, хочу пригласить в Тольятти.
В.ПУТИН: Спасибо, спасибо за приглашение.
Какой автомобиль Вы хотите получить? (Оживление в зале.)
Ф.БЫСТРОВ: «Волгу».
В.ПУТИН: «Волгу»?
Ф.БЫСТРОВ: Да. Или хотя бы сделать репортаж о ней.
В.ПУТИН: Хорошо, ладно, договорились.
Что касается предложения по автопрому, как вы знаете, приняты решения
достаточно серьезные, которые столкнулись и с критическими замечаниями,
особенно в сфере налогообложения, таможенного налогообложения, связанного
и с завозом устаревшей техники на таможенную территорию Российской Федерации.
Это очень чувствительная тема.
Вместе с тем хочу обратить Ваше внимание на то, что Правительство Российской
Федерации сформулировало окончательно условия для промышленной сборки
автомобильной продукции на территории Российской Федерации, и эти условия,
сформулированные Правительством, дают уже положительную отдачу.
Мы заключили уже соглашения с шестью крупнейшими, международными по
сути своей, автомобильными концернами по производству автомобильной
техники на территории Российской Федерации. С 14 крупнейшими автомобильными
компаниями мира ведутся переговоры. Уверен, что с большинством из них
будут достигнуты положительные результаты в ходе переговорного процесса.
Это первое.
Второе, что касается объединения ГАЗа, АвтоВАЗа, КамАЗа. Конечно, это
возможно. Но это должны определить собственники этих компаний при поддержке
государства. Если все участники этого процесса придут к выводу о том,
что такое объединение может помочь развитию российской автомобильной
промышленности, мы, конечно, такие решения поддержим. Но не будем навязывать
никаких решений.
С.ЦЫГАНОВА (газета «Импульс», г.Зеленогорск, Красноярский край): На
предприятиях и в городах Росатома – а я представляю именно такой город
– большой интерес вызвала глобальная инициатива, о которой Вы заявили
неделю назад: Вы сказали о том, что на саммите «большой восьмерки» в
рамках председательства России Вы выступите с инициативой о создании
международных центров по оказанию услуг ядерно-топливного цикла и, в
частности, по обогащению урана для стран, не входящих в «ядерный клуб».
Скажите, пожалуйста, для чего это нужно России? Что это будет означать
на практике? И какие задачи в связи с этим ставятся перед Росатомом?
В.ПУТИН: Мы прекрасно все знаем, как напряженно развивается ситуация
в мировой энергетике. Во многих странах мира, и в Российской Федерации,
в Соединенных Штатах, в Европе активно изучаются возможности альтернативных
видов энергетики: водородной энергетики, использования энергетики приливов,
ветра, биоресурсов и так далее. Сейчас говорят о том, что определенные
материалы можно и с Луны доставлять. У нас под ногами лежат недоиспользованные,
недовостребованные возможности ядерной энергетики. И участники международного
сообщества, многие из них, конечно же, заинтересованы в развитии мирного
атома. Вместе с тем в ходе реализации этих планов возникают вопросы
и проблемы, связанные с нераспространением ядерного оружия, потому что
как минимум две проблемы могут вызывать озабоченность: это обогащение
урана и работа облученным топливом. Потому что и то и другое может привести
к созданию оружейного ядерного топлива и к созданию атомного оружия.
Как найти решение, при котором можно обеспечить всем желающим развивать
свою ядерную энергетику и в то же время обеспечить глобальную ядерную
безопасность? Одно из этих предложений и было сформулировано в Петербурге
на встрече в рамках ЕврАзЭС. Мы предлагаем создать сеть центров ядерного
цикла по обогащению урана и обеспечить равный доступ всех желающих участвовать
в совместной работе по развитию ядерной энергетики – недискриминационный
доступ. Это в том числе касается и наших иранских партнеров. Вы знаете,
что такое предложение Ирану было сделано Российской Федерацией уже достаточно
давно. На встрече в Петербурге мои коллеги, руководители Узбекистана
и Казахстана, не исключили возможность участия в этом проекте.
Таким образом, он мог бы быть рассчитан на длительную перспективу, с
участием стран, имеющих серьезные, большие запасы уранового сырья. Но
такой центр может быть не один. Российская Федерация – это естественный
партнер для решения задач подобного рода, имея в виду достаточно высокое
развитие ядерной энергетики в стране, наличие школы, специалистов, кадров,
развитой ядерной атомной инфраструктуры. Такие центры могли бы быть
созданы и в других государствах ядерного клуба – повторяю, при обеспечении
недискриминационного доступа для всех желающих.
Что касается Российской Федерации, то обращаю ваше внимание на то, что
сегодня в общем объеме генерации у нас примерно 16–17 процентов принадлежит
атомной энергетике. В некоторых странах, в том числе Евросоюза, во Франции
например, почти 80 процентов атомная генерация составляет. Но, если
мы до 20–30-го года доведем до 25 процентов, это уже неплохо. Мирная
ядерная энергетика у нас сосредоточена сегодня в Европейской части,
на Урале, у нас очень много северных территорий, которые нуждаются в
дополнительных энергоресурсах. Делать это, конечно, нужно на современном
безопасном уровне: есть так называемые быстрые реакторы, которые практически
безопасны, я уже об этом говорил неоднократно; специалисты знают, что
делать в этой сфере. Мы очень рассчитываем на эффективное сотрудничество
не только со странами «ядерного клуба», но и со всеми, кто хочет принимать
участие в этой совместной работе.
ВЕРНИЦКИЙ А.В. (Первый канал): Владимир Владимирович, вопрос о национальных
приоритетных проектах. Что сообщают из регионов после начала года, как
идет движение по этим направлениям? И такой вопрос вдогонку: на чем
держится Ваша уверенность, что не разворуют огромные средства, выделенные
на эти проекты?
В.ПУТИН: С последнего, видимо, нужно начать. Такая опасность, конечно,
везде существует, что бюджетные средства могут быть истрачены неэффективно
либо просто украдены. Рассчитываю, что система, созданная для осуществления
этих проектов, сработает, что это будет не только эффективно, но и абсолютно
прозрачным образом организовано и никакого криминала здесь обнаружено
не будет. Я рассчитываю при этом и на Правительство, на площадку которого,
как вы знаете, перенесена практически вся работа по реализации этих
общенациональных проектов. Я рассчитываю на общественность. Думаю, что
будет правильно, если и Общественная палата, и депутатский корпус на
местах, где будут реализовываться эти проекты, возьмут всё, что касается
движения средств и реализации этих проектов, под свой ежедневный контроль.
Национальный проект – это не панацея для решения всех проблем, перед
которыми стоит страна, конечно же, нет. Но это просто сигнал, импульс
в том направлении или в тех направлениях, которые мы считаем на данном
этапе развития экономики и социальной сферы страны приоритетными: здравоохранение,
образование, доступное жилье, сельское хозяйство. Как вы видите, это
области и так называемого реального сектора экономики, и гуманитарной
сферы. Но эти гуманитарные сферы, скажем образование и здравоохранение,
очень близко связаны с развитием экономики, потому что без так называемого
человеческого фактора, без того, чтобы вкладывать деньги в человека,
мы не решим ни одной задачи.
Я сейчас не буду на них останавливаться, мы об этом очень много говорили,
но первая информация, первичная информация о том, что происходит в регионах,
она в общем носит позитивный характер. В феврале начнутся выплаты в
нижнем звене здравоохранения. Я знаю и критику в этом смысле: а как
же другие медицинские работники, которых нельзя причислить к первичному
звену здравоохранения? Повторяю, Правительство пошло на то, чтобы сделать
это в качестве первого шага, потому что там особо критическая ситуация:
50 с лишним процентов – неукомплектованность кадрами.
Конечно, возможны какие-то перетоки и какие-то проблемы, но сигнал дан
– и в регионах, и Правительство просто вынуждено будет, я хочу это подчеркнуть,
вынуждено будет теперь решать и другие сопутствующие вопросы, повышая
благосостояние других категорий медицинских работников и учителей.
Вот начали уже выплаты преподавателям школ за классное руководство.
В феврале должны получить деньги сотрудники и работники первичного звена
здравоохранения. Уже намечены регионы, где будут создаваться центры
высоких технологий медицинских, чтобы приблизить высокотехнологичные
медицинские услуги к населению: у нас огромная страна – в Москву, Петербург
и Нижний Новгород не наездишься.
Принимаются необходимые меры по развитию сельского хозяйства в рамках
этих проектов. Конечно, очень тесно связаны между собой программа «Жилище
до 2010 года» и программа доступного жилья в рамках общенационального
проекта. Мы понимаем это, знаем. Одно не будет мешать другому, а будет
дополнять другое, с тем чтобы выйти на решение всех проблем, которые
стоят в тех сферах, которые я обозначил.
ВОПРОС (на английской языке, перевод не с начала): Как лично Вы полагаете,
что Вам удалось достичь в результате пятилетней работы? Вы лично удовлетворены
результатами или хотели бы достичь большего?
В.ПУТИН: Человек не может быть никогда удовлетворен достигнутыми результатами,
если он в здравом уме и твердой памяти находится. Всегда хочется большего.
Вместе с тем то, что сделано за предыдущее время, считаю вполне удовлетворительным
результатом. Я вспоминаю конец 1999 года – и сегодняшнее состояние и
экономики, и государственности, и социальной сферы: очень большая разница,
и эта разница со знаком плюс.
Мы укрепили Федерацию, мы возвратили Чеченскую Республику в конституционное
поле России, причем правовыми средствами, демократическими средствами
прежде всего: голосование по конституции, голосование по кандидатуре
президента, по выборам парламента по-другому назвать невозможно. Мы
сделали серьезные шаги по укреплению экономики. Мы фактически расплатились
с внешними долгами. Мы готовы дальше в ускоренном порядке погашать государственную
задолженность России. Мы значительным образом – на миллионы – снизили
количество наших граждан, живущих за чертой бедности, значительным образом
понизили безработицу. Мы нарастили, невероятно нарастили наши золотовалютные
резервы. Мы оказались в состоянии проводить взвешенную экономическую
политику в условиях притока нефтедолларов в страну, аккумулируя часть
нефтедолларов в Стабилизационном фонде. Мы значительным образом повысили
реальные доходы населения, что самое главное.
Но, конечно, еще очень много проблем. И надеюсь на то, что мы будем,
двигаясь дальше таким же образом, так же эффективно подходить к их решению.
Но для этого, конечно, нужно работать. И не думаю, что нас или кого-то
из нас может удивлять напряженный график работы и Президента, и Правительства,
всего российского руководства.
О.РАКИТОВ («Радио России», Иваново): Владимир Владимирович, можно задать
такой вопрос: в прошлом году сменились сразу несколько губернаторов,
и Вы взяли на себя ответственность – Вы назначаете эти кандидатуры,
предлагаете на рассмотрение Законодательному Собранию. Хотелось бы узнать,
по какому принципу и по каким критериям Вы выбираете будущего губернатора.
Спасибо.
В.ПУТИН: Я уже, отвечая на один из предыдущих вопросов, сказал, что
мы не назначаем и я не назначаю губернатора, а предлагаю его Законодательному
Собранию, и Законодательное Собрание фактически приводит к власти в
регионе того или другого кандидата, предложенного Президентом.
Более того, принят закон, согласно которому победившая на региональных
выборах партия имеет уже право сама предлагать такую кандидатуру.
Критерии – это прежде всего личные и деловые, самое главное, качества
человека для исполнения тех функций, которые прописаны в перечне задач,
стоящих перед руководителем российского региона. Это опыт, это добропорядочность,
умение работать и самое главное – это практические результаты предыдущей
деятельности.
И.КОЖЕВИН (телеканал «Россия»): Владимир Владимирович, на прошлой неделе
оживилась публичная дискуссия в Правительстве по поводу НДС – его снижение
с 18 процентов до 13–15–16. Высказывались разные точки зрения. Выработано
ли на сегодняшний день какое-то консолидированное решение и какова Ваша
точка зрения?
В.ПУТИН: Вопрос действительно острый, дискуссионный. Не считаю, что
окончательно поставлена точка в решении этого вопроса. Я бы, отвечая
на этот вопрос, хотел бы начать с самого главного, и прошу вас обратить
на это внимание. Налоги будут снижаться. Общая налоговая нагрузка на
российскую экономику сегодня – примерно 36,8 процента от ВВП. Если мы
вычтем все поступления в бюджет от высоких цен на нефть и другие энергоносители,
то эта налоговая нагрузка будет значительно меньше, но все-таки она
остается пока очень большой для такой развивающейся экономики, как российская.
В других странах, находящихся в аналогичном положении, налоговая нагрузка
меньше. Правда, и они, приступая к реализации социальных проектов, вынуждены
эту налоговую нагрузку увеличивать. Но мы должны ее снижать. Вопрос
в том, когда, какие налоги и какими темпами?
Любое решение в сфере экономики влечет определенные последствия. Резкое
снижение того или иного налога, как мы с вами понимаем, сопровождается
увеличением денежной массы в экономике. Одна из наших главных задач
сегодня – борьба с инфляцией, понижение ее до однозначного числа. Мы
должны понять, что будет происходить при снижении того или иного налога,
в том числе НДС, до определенного уровня, что будет с этой денежной
массой, способна ли наша экономика переработать эту денежную массу,
будут ли эти деньги, остающиеся у бизнеса в кармане, вложены в экономику,
готова ли экономика принять эти деньги или они все уйдут в офшоры и
будут растащены и реального позитивного выхода для экономики не произойдет,
а мы только столкнемся с проблемами дополнительной стерилизации. Всё
вот это мы должны взвесить и принять здравое согласованное решение в
направлении снижения налогового бремени.
С.РОЗЕНБЕРГ (Би-Би-Си, Великобритания): Господин Президент, я также
хотел бы задать вопрос, на английском по возможности.
Прошла где-то неделя с тех пор, как британские дипломаты были обвинены
в шпионаже в Москве. Принято ли решение о высылке четырех дипломатов?
И то, как понимается этот шпионский скандал в Москве, приведет ли это
к укреплению контроля над неправительственными организациями?
В.ПУТИН: Что касается неправительственных организаций, то я сформулировал
свое отношение в привязке к тому скандалу, о котором Вы упомянули, будучи
в Петербурге. Неправительственные организации нужны обществу как контроль
за деятельностью самого государства и властных структур. Это важная
составляющая часть общественного организма. И государство в России будет
поддерживать неправительственные организации. Мы выступаем за прозрачность
их финансирования, мы выступаем за то, чтобы эти организации были независимыми
и не руководились «кукловодами» из-за границы, потому что, сталкиваясь
с проявлениями подобного рода, мы только компрометируем деятельность
неправительственных организаций. Но мы не можем проходить мимо фактов
подобного рода, потому что неправительственные организации не могут
быть использованы в качестве инструмента своей внешней политики одними
государствами на территории других.
Что касается всякого рода шпионских скандалов. Мы сожалеем о том, что
при достигнутом уровне межгосударственных отношений мы сталкиваемся
с проявлениями подобного рода со стороны наших британских партнеров;
исходим из того, что на политическом уровне будут приняты соответствующие
решения и проблема, с которой мы столкнулись, не приведет к понижению
уровня нашего взаимодействия с Великобританией. Мы обсудим это, уверен,
и на личных встречах с Премьер-министром. Во всяком случае характер
и качество наших отношений сегодня настолько крепкие и фундаментальные,
что скандалы подобного рода, к счастью, не могут подорвать фундамент
нашего взаимодействия с Великобританией.
Что касается решения о высылке, то я уже тоже об этом говорил. Ну, пускай
сидят здесь, занимают место в резидентуре. Нам это будет приятнее осознавать,
что люди находятся под нашим контролем. А вот как коллеги отреагируют?
Ведь там – вы знаете, да? – в резидентурах любой страны, в дипломатическом
представительстве любой страны есть часть чистых дипломатов, а есть
представители специальных служб. Это не все, что нами выявлено. Пусть
сидят здесь.
Т.ГОЦИРИДЗЕ(ТК «Кавкасия», Грузия): Владимир Владимирович, новый год
начался с новым витком обострения в наших отношениях. Это связано, если
можно так назвать, с энергетической или газовой «войной». И чуть ли
ни от погоды уже зависит «погода» в наших отношениях. По-вашему, как
Вы бы охарактеризовали сложившуюся ситуацию? И уже какой год я задаю
вопрос: будет ли «оттепель» в наших отношениях?
Спасибо.
В.ПУТИН: Мне кажется, что это связано не с погодой, а со способностью
отдельных политических деятелей в Грузии адекватно оценивать ситуацию
во взаимоотношениях с Россией. Случилась беда – да, поставки приостановлены.
Наши специалисты днем и ночью работали в горах в 30-градусный мороз
для того, чтобы восстановить энергоснабжение Грузии. Что мы услышали
и увидели со стороны грузинского руководства? Одни плевки в наш адрес.
И граждане Грузии должны знать, что такая политика в отношении России
не улучшит положение рядового грузина. Ответственность за это несут
грузинские власти.
Что касается наших намерений, то мы считаем, что грузинский народ является
наиболее близким народом для нас и по истории, и по культуре. Вы знаете,
как много грузин жило, живет в России, сколько граждан Российской Федерации
и бывшего Советского Союза внесли огромный вклад в развитие и укрепление
России. Мы это очень высоко ценим, никогда об этом не забываем. Надеемся,
что это хороший мост для укрепления дружественных отношений практически
по всем направлениям. Мы к этому готовы.
В.КОНДРАТЬЕВ (НТВ): Владимир Владимирович, Вы уже несколько раз говорили
о новом законе, позволяющем победившим на региональных выборах партиям
рекомендовать руководителя исполнительной власти в регионах. Хотелось
бы знать, будет ли подобный закон принят на федеральном уровне и будет
ли победившая на выборах в Думу партия тоже предлагать кандидатуры руководителя
Правительства? В связи с этим – наверное, Вы не назовете еще имя Вашего
возможного преемника, может быть, Вы скажете: для себя Вы уже сделали
этот выбор, определили, кто может стать таким преемником?
Спасибо.
В.ПУТИН: Вы знаете, когда я с чеченскими друзьями разговаривал еще в
ходе предварительных обсуждений возможных кандидатов в президенты Чечни,
я у них спрашивал: «Как вы думаете, кто мог бы быть, по вашему мнению,
Президентом Чеченской Республики?» Ответ быть такой: «На улице остановите
любого человека, спросите, кто может быть, ответ будет всегда почти
один и тот же – я».
У нас много людей в России, очень много, которые могли бы возглавить
страну. Окончательный ответ по этому поводу может дать только избиратель,
российский народ, гражданин Российской Федерации.
Партийное правительство? В целом, все возможно в исторической перспективе,
но я против того, чтобы внедрять подобную практику в российскую политическую
действительность сегодня. По моему глубокому убеждению, на постсоветском
пространстве в условиях развивающейся экономики, укрепляющейся государственности,
в условиях окончательного формирования принципов федерализма нам нужна
твердая президентская власть.
Мы ведь с вами знаем, что происходило в такой развитой, устойчивой демократии,
как Федеративная Республика Германия. Хороший пример, Вы же германист.
Совсем недавно стоило появиться маленькой политической партии «Новые
левые» на политическом горизонте Федеративной Республики Германии, –
и в результате выборов страна фактически зашла в политический тупик.
Если бы не политическая культура, добрая воля бывшего канцлера ФРГ господина
Шредера и умение действующего канцлера госпожи Меркель договариваться
друг с другом, неизвестно, как бы развивалась ситуация в ФРГ, как бы
отразилось это на экономике и социальной сфере, на самочувствии граждан.
Что же говорить о нас, о постсоветском пространстве, где мы до сих пор
пока не сформировали устойчивых общенациональных политических партий!
Как же в этих условиях можно говорить о партийном Правительстве? Это
было бы безответственно.
А в будущем – все возможно, но это, на мой взгляд, должно быть предметом
для рассмотрения будущих поколений.
З.ЯХИХАНОВ (газета «Молодежная смена», Чеченская Республика): Владимир
Владимирович, скажите, пожалуйста, можно ли сегодня говорить об окончании
контртеррористической операции в Чеченской Республике? И если нет, то
когда, на Ваш взгляд, она завершится? Спасибо.
В.ПУТИН: Я думаю, что вполне можно говорить об окончании контртеррористической
операции – при понимании того, что правоохранительные органы Чечни практически
берут на себя основную ответственность за состояние правоохранительной
сферы.
В Чечне созданы все органы государственной власти, я уже об этом говорил
и вы хорошо об этом знаете. Это значит, что могут и будут укрепляться
все правоохранительные органы: прокуратура, суды, адвокатура, нотариаты,
конечно, Министерство внутренних дел Чеченской Республики. Все это вместе
в совокупности, надеюсь, уверен, приведет к дальнейшей стабилизации.
Сегодня в некоторых других регионах Северного Кавказа нас ситуация даже
больше беспокоит, чем в Чечне. Надо сказать, что правоохранительные
органы Чеченской Республики всё жестче и жестче контролируют ситуацию
и больше берут на себя ответственности. Более того, к сожалению или
к счастью, могу констатировать, что часто и работают более эффективно,
чем федеральные силы, ответственно подходят к решению задач.
Мы понимаем, и я бы хотел обратить на это внимание и Ваше, и других
коллег, что в органах Министерства внутренних дел Чечни очень много
людей, которые совсем еще недавно с оружием в руках воевали против федеральных
сил. Это сложный и болезненный процесс и для Федерации в целом, и для
самой Чеченской Республики. Но я считаю, что, несмотря ни на какие негативные
моменты, которые сопровождают этот процесс, все-таки он является позитивным.
Если люди сознательно приходят к пониманию того, что интересы своего
народа они могут защищать только вместе с Россией, и делают это честно,
открыто, не жалея для этого ничего, в том числе и своей собственной
жизни, это заслуживает только поддержки и уважения. И мы будем это делать.
Повторяю, зная и местные обычаи, и местные условия, более тонко реагируя
на происходящие процессы в обществе, правоохранительная система Чечни
добивается высокой эффективности, часто даже более высокой, чем федеральные
силы. Это положительный момент, и я думаю, что если так дело дальше
пойдет, то мы вправе будем говорить о прекращении антитеррористической
операции в Чечне.
Здесь есть один момент, о котором я бы хотел сказать отдельно. Позитивным
является привлечение людей разных политических взглядов в правоохранительную
систему Чечни. При этом мы должны понимать, что более 10 лет никто не
занимался развитием этой правоохранительной сферы. Должна быть воспитана
правовая культура у тех работников, которые приходят в эту правоохранительную
сферу, уважение к закону, одного уважения мало – умение соблюдать этот
закон. Нужна серьезная работа по повышению квалификации тех людей, которые
приходят в правоохранительную сферу. Над всем этим мы будем вместе работать.
Г.ГУЛИА (Интерфакс): Владимир Владимирович, возвращаясь к экономическим
вопросам, наверное, к важнейшей отрасли – нефтегазовой отрасли России:
каковы все-таки перспективы ее развития, какой вектор развития? Будет
ли это направление на деприватизацию, на национализацию и укрепление
уже существующих монополий или все-таки будет расширяться частный сектор
в этой отрасли тоже? Спасибо.
В.ПУТИН: Обращаю Ваше внимание на то, что погоду в мировой энергетике
делают крупные мультинациональные компании. Возьмите любую из них, американскую
любую компанию крупную, европейскую, – это большие, мощные, как правило,
многонациональные компании. Вот и мы должны развиваться по этому пути.
В некоторых странах, причем не только в странах ОПЕК, но и в европейских
странах, скажем в Норвегии, нефтегазовый сектор практически полностью
монополизирован государством. Там «Стат Ойл» и вторая компания – это
государственные компании. Мы не идем по этому пути. Да, «Газпром» сегодня
– это компания с контрольным пакетом у государства, но мы об этом сказали
и объявили несколько лет назад, что мы вернем контроль государства над
крупнейшей энергетической компанией России – «Газпромом». Мы это сделали,
сделали открыто, но этот процесс сопровождался либерализацией акций
«Газпрома», возможностью инвесторов с рынка входить в число акционеров.
Кроме того, мы выбрали стратегического партнера. Вы знаете, у нас там
немецкие компании присутствуют – десять процентов. Это, по существу,
международная компания. По такому же пути будет развиваться и «Роснефть».
Специалисты «Роснефти» сейчас готовятся к выпуску акций, вы знаете,
на одной из мировых бирж, то есть это будет тоже международная компания.
Но у нас около десятка достаточно крупных, чисто частных нефтяных компаний:
это и ЛУКОЙЛ, это и «ТНК Би-Пи», это и «Сургутнефтегаз», и другие –
их много. Никто не собирается их национализировать, никто не собирается
вмешиваться в их деятельность. Они будут развиваться в соответствии
с условиями рынка как частные компании. Я думаю, что такой баланс наиболее
оправдан для сегодняшней российской экономики, включая и активное участие
наших иностранных партнеров в качестве акционеров. Возьмем «ТНК Би-Пи»:
там, вы знаете, 50 – у российской компании, 50 – у «Бритиш Петролиум».
Я регулярно встречаюсь с акционерами. Наши британские коллеги, как я
от них слышал, удовлетворены работой на российском рынке.
По-моему, уже одна треть добычи «Би-Пи» в мире осуществляется на российской
территории – одна треть или одна четверть, чтобы не преувеличивать.
Одна четверть, точно. Это огромный объем. Плюс к этому, что очень важно,
растут запасы «Би-Пи» в России. И российское Правительство идет на то,
чтобы передавать под контроль совместной компании эти большие запасы
энергоресурсов. И это тоже вклад в стабилизацию международной экономики
и международной энергетики.
Вот по такому пути мы и будем двигаться дальше.
В.ХАРЛАМОВА («Тихоокеанская звезда», Хабаровск): Не скажутся ли события
в Челябинске на скорости перехода в контрактную армию, и не приведет
ли это к тому, что матери не будут отпускать своих сыновей в армию?
Как будет решаться эта проблема?
В.ПУТИН: Тот ужасный случай, который произошел в Челябинске, находится
в поле зрения руководства Министерства обороны и российского Правительства.
Конечно, это не просто прискорбно, это ужасно – то, что произошло.
Вы знаете, я бы хотел обратить внимание на то, что российская армия
– это часть нашего общества. И мы все – я не собираюсь ни на кого перекладывать
ответственность, я просто хочу, чтобы мы реально посмотрели на вещи,
– мы все ответственны за то состояние общества, в котором оно находится,
в том числе и средства массовой информации.
Это касается и воспитательной работы. Это касается и волны насилия на
экранах наших телевизоров. Это много чего касается. Это касается, конечно,
и политики государства. Это касается контроля за тем, как исполняются
приказы в Вооруженных Силах, это касается самой системы воспитания в
Вооруженных Силах. Министр обороны подготовил и сделает мне в ближайшее
время предложения по качественному улучшению этой работы, включая возможное
создание военной полиции. Думаю, что это было бы вполне востребовано
сегодня – контроль за соблюдением законности в Вооруженных Силах должен
быть ужесточен.
Что касается изменения формы призыва, то она связана с финансированием.
К концу 2007 года мы должны перейти к другой форме укомплектования Вооруженных
Сил, при которой значительная часть Вооруженных Сил будет состоять из
контрактников: это почти все сухопутные войска, ВДВ, морская пехота.
И с начала 2008 года мы перейдем на одногодичный срок призыва на действительную
службу в армию.
Н.ГОРБУНОВА (РИА «Новости»): В последнее время в России участились случаи
преступлений на национальной почве, но никто не берет на себя смелость
признать, что в России появились неофашисты. Зачастую эти преступления
называются хулиганством и так далее. Почему?
В.ПУТИН: Это неправильно. Если есть проявления именно неонацизма, если
есть проявления на национальной почве, это должно соответствующим образом
квалифицироваться правоохранительными органами, прокуратурой, другими
следственными органами, и суды должны выносить приговоры в соответствии
с содеянным. У нас достаточно развитая правовая система, и Уголовный
кодекс предусматривает наказание за совершение соответствующих преступлений.
И думаю, что – не думаю, а уверен – правоохранительные органы, суды
и прокуратуры в первую очередь должны, конечно, на это реагировать,
на такие проявления нарушения закона должны реагировать адекватно в
соответствии с законом – только тогда мы сможем более эффективно бороться
с этой заразой, согласен.
ВАНЬ ДАНЬ (агентство «Синьхуа», Китайская Народная Республика): Владимир
Владимирович, в марте Вас ждут в Китае – Вы не поделитесь своими мыслями
относительно предстоящего визита, что Вы ожидаете от этого визита? Это
первый вопрос.
Второй. В Китае официально стартует Год России, и в свою очередь Год
Китая пройдет в России в следующем году; какое значение, с Вашей точки
зрения, имеют эти мероприятия для укрепления отношений между двумя странами?
Спасибо.
В.ПУТИН: Прежде всего хочу сказать, что российско-китайское взаимодействие
является очень важным фактором в укреплении стабильности в мире, стратегической
стабильности, и мы этим очень дорожим. Мы видим стремление наших китайских
партнеров и друзей действовать таким же образом. Со своей стороны, намерены
и дальше развивать стратегическое партнерство с Китайской Народной Республикой
на основе тех документов, которые были подписаны в предыдущие годы,
на основе Договора о дружбе и взаимодействии, стратегическом партнерстве.
Именно основываясь на этих документах, мы смогли решить очень сложный
вопрос в наших отношениях. Сорок лет Советский Союз и Россия, с одной
стороны, и Китайская Народная Республика, с другой стороны, вели переговоры
о государственной границе – сорок лет! Должен сказать, что в истории
российско-китайских отношений вообще не был никогда урегулирован вопрос
о границе. Мы решили эту очень важную задачу, сделав шаги навстречу
друг другу. Мы нашли приемлемые решения для обеих сторон. Мы три года
назад поставили перед собой цель вывести наш торговый оборот на уровень
20 миллиардов. Хочу Вас проинформировать о том, что в прошлом году –
хотели это сделать в течение пяти лет, это было 2–2,5 года назад, –
по результатам 2005 года мы вышли на уровень уже 29 миллиардов долларов
торгового оборота с Китайской Народной Республикой и уже поставили перед
собой цель к 2010 году достичь 60 миллиардов объема торгового оборота
между двумя странами. Это вполне реально. Уверен, если мы и дальше будем
также относиться к нашему взаимодействию, как сегодня, мы достигнем
этой планки.
Что можно ожидать от визита в Китайскую Народную Республику весной текущего
года? Мы будем открывать Год Российской Федерации в Китайской Народной
Республике. Я очень рассчитываю, что это пройдет на самом высоком уровне,
и уверен, что мероприятия, масштабные мероприятия подобного рода будут
способствовать дальнейшему сближению наших стран и народов.
В.РОМАНЕНКОВА (ИТАР-ТАСС): Прошло два месяца с момента последних изменений
в Правительстве и Администрации. Как Вы оцениваете работу новых назначенцев
и кабинета Фрадкова в целом? Можно ли назвать это началом подготовки
к выборам 2008 года? И у Вас самого есть предложения по поводу будущего
места работы? Может быть, Вы переедете в Санкт-Петербург, куда собирается
Конституционный Суд?
В.ПУТИН: Вы меня ссылаете уже?
В.РОМАНЕНКОВА: Нет.
В.ПУТИН: Я уже говорил об итогах работы за 2005 год: есть проблемы,
с которыми мы не справились. Мы планировали сдержать инфляцию на уровне
8,5 процента, мы не планировали таких высоких темпов укрепления номинального
и реального эффективного курса национальной валюты – рубля. Есть и другие
вопросы, с которыми не смогли справиться, с которыми Правительство не
смогло справиться и Центральный банк. Вместе с тем, результаты работы
в целом являются весьма удовлетворительными, результаты работы Правительства.
Что касается изменений в Правительстве Российской Федерации, то они
направлены на дальнейшее улучшение качества работы Правительства, особенно
это связано с реализацией масштабных планов в области национальных приоритетных
проектов и внимания, повышенного внимания к перерабатывающим отраслям
экономики, высокотехнологичным отраслям в сфере оборонки. С этим связано
назначение и Медведева на должность первого вице-премьера, с этим связано
повышение в должности Иванова Сергея Борисовича до уровня вице-премьера,
с тем чтобы он мог контролировать как один из руководителей Правительства
все отрасли и сферы деятельности, направленные на повышение нашей обороноспособности.
Анализ текущей работы за январь этого года показывает, что решения были
правильными.
Что касается выборов, то думаю, что об этом не следует говорить часто.
Конечно, всегда нужно об этом думать в условиях любой демократической
страны, но Правительство Российской Федерации должно думать о результатах
деятельности, которые отражаются на жизненном уровне наших граждан,
оно должно быть минимально политизировано. Работать надо как следует,
а не думать о выборах и кто какие места там потом займет.
Что касается меня, то вы знаете, что перед тем как баллотироваться на
должность Президента Российской Федерации, я уже жил и работал в Москве
– я считал и считаю себя москвичом: я уже и в Совете Безопасности работал,
и возглавлял Правительство Российской Федерации, был Председателем Правительства
России, поэтому я не из Петербурга приехал на должность Президента России,
а работал в Москве.
А что касается Петербурга, то это мой родной город, я по нему скучаю
и с удовольствием там бываю. Надеюсь и дальше, в будущем иметь возможность
посещать Петербург.
Переезд Конституционного Суда считаю вполне обоснованным, имея в виду
суперцентрализацию федеральных органов власти в Москве. Вы знаете, что
во многих странах такая практика существует. И в ФРГ Конституционный
Суд находится не в Берлине, а в Карлсруэ. И в Швейцарии он находится
не в Берне – Верховный Суд, а в другом городе. Это не подрывает, никак
не подрывает столичного статуса Москвы, которая была, есть и будет столицей
Российской Федерации. Такая небольшая децентрализация власти только
на пользу.
МИХАЙЛОВ М.Ю. («Петербург 5 канал»): Владимир Владимирович, если позволите,
на минуту отвлечься от политики и от экономики. Понятно, что график
Президента даже не жесткий, а жестокий. Тем не менее удается ли Вам
все-таки выкроить время, почитать просто любимую книжку, посмотреть
телевизор или кинофильм? Если да, то какие литературные, кино- или теленовинки
Вам запомнились в последнее время – может быть, «Мастер и Маргарита»
или «Дневной дозор»?
Спасибо.
В.ПУТИН: Я бы сейчас не хотел заниматься рекламой.
Мне, конечно, удается время от времени и фильм посмотреть, и почитать
книгу. Очень хорошая форма – это аудиолитература: можно и в машине аудиозапись
слушать в ходе передвижения на работу и обратно либо в каких-то других
местах профессиональной деятельности. Я сейчас слушаю лекции Ключевского
по русской истории. А фильмы – да, тоже иногда смотрю.
Как вы знаете, публично это было известно, смотрел «Девятую роту», но
и другие фильмы тоже смотрю. Стараюсь следить за тем, что происходит.
Я очень рад тому, что возрождается российский кинематограф. Мне это
очень приятно. И я хочу поздравить наших кинематографистов, которые
в непростых финансовых, экономических условиях за счет таланта своего
прежде всего, за счет таланта и за счет высокого уровня российской кинематографической
и театральной школы добиваются блестящих успехов. Поздравляю их.
А.КОЛЕСНИЧЕНКО («Аргументы и факты»): Вопрос про самочувствие общества,
если Вы не против. Если я не ошибаюсь, в России снизилось потребление
алкоголя – отлично, если так. Правда, я знаю людей, которые бросили
пить только по одной причине: теперь все деньги они тратят на игровые
автоматы – они теперь на каждом углу, не только в больших городах. Что
называется, и смех и грех, когда пенсионерки из последних сил пятачки
в них засовывают. Я понимаю, что запрещать, как того в моменты просветления
требуют иногда сами игроки, это уже нереально. Но есть опыт других стран,
и решение в России, мне кажется, уже назрело. Что Вы думаете по этому
поводу, какие есть варианты?
В.ПУТИН: Во-первых, согласен с Вами в том, что это проблема. Зависимость
от азартных игр – она может быть не меньшей, чем от алкоголя или наркотиков.
И в мире немало случаев, трагических случаев, связанных с такой зависимостью.
Мы, конечно, должны подумать о том, чтобы оградить наших граждан от
того, что сейчас происходит в сфере игрального бизнеса. Сейчас Правительство
Российской Федерации готовит соответствующие предложения на законодательном
уровне. Эта работа идет вместе с депутатами Государственной Думы.
Мы, конечно, должны проанализировать и иметь в виду имеющийся опыт в
странах, где этот бизнес развивается давно, но должны принять решения,
которые соответствуют нашим реалиям. Я сейчас не буду предвосхищать
этих решений, потому что все это находится в процессе реального обсуждения.
Более того, должен сказать, что это щепетильная тема, и я, конечно,
буду формулировать и свою собственную позицию, свой собственный подход,
но в целом соглашусь с основными принципами, которые будут предложены
депутатами Государственной Думы и Правительством.
Д.ТУВЕНО (Агентство Франс Пресс): Владимир Владимирович, Вы часто встречаетесь
с Президентом Лукашенко и откровенно оказываете поддержку его режиму,
а в то же время Запад говорит о диктатуре. Как Вы сможете объяснить
Вашу поддержку Лукашенко и, по-вашему, возможны ли свободные выборы
в Белоруссии в марте? Спасибо.
В.ПУТИН: Свободные выборы всегда возможны.
Что касается моих встреч с Президентом Белоруссии, то они объясняются
не поддержкой, как Вы выразились, «режима», а поддержкой братского нам
белорусского народа.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что с Белоруссией у нас происходят
интеграционные процессы, процессы непростые, сложные. Они часто выливаются
в очень острую дискуссию, как это было два года назад при откреплении
цен на энергоносители в Белоруссии от внутренних российских цен, – все
это вы должны помнить. Поэтому говорить о том, что мы любой ценой поддерживаем
того или иного политического деятеля, абсолютно неправильно. Мы проводим
свою взвешенную политику, направленную на развитие отношений с государством,
в данном случае с белорусским государством. Между Россией и Белоруссией
веками складывались особые отношения – они ни в какое сравнение не идут
с отношениями Белоруссии с Францией либо другой западноевропейской страной,
не забывайте об этом, пожалуйста. Мы об этом помним и будем помнить
в будущем.
А.ГЕРЕЙХАНОВА (газета «Тверская жизнь»): Владимир Владимирович, Вы знаете,
что в прошлом году появился такой нашумевший мегапроект как «Наши».
Эти ребята называют современную политическую элиту «поколением пораженцев».
На Ваш взгляд, насколько обоснованно такое мнение?
В.ПУТИН: Пораженцев? Еще раз сформулируйте, пожалуйста, – кого они называют
«поколением пораженцев»?
А.ГЕРЕЙХАНОВА: Современную политическую элиту они называют «поколением
пораженцев».
В.ПУТИН: Молодые люди всегда склонны к каким-то крайним оценкам, поэтому
здесь я не вижу ничего необычного. И, конечно, молодым людям как радикально
настроенным практически по любому вопросу хочется максимальных результатов
и для себя, и для своей страны. Я считаю это положительным фактором.
Настраиваться нужно на грандиозные победы. Тогда мы будем хотя бы удовлетворительных
результатов добиваться.
Что касается пораженчества, то думаю, что в определенный период нашей
новейшей истории в российском обществе такие чувства зашевелились. Это
была очень опасная тенденция. Считаю, что она преодолена и с укреплением
российской государственности, и с обеспечением темпов развития российской
экономики.
Н.ГАЛИМОВА («Московский комсомолец»): Владимир Владимирович, Вы сегодня
уже высказались о целесообразности переноса в Санкт-Петербург Конституционного
Суда. На Ваш взгляд, существует ли необходимость переноса в северную
столицу или в какие-либо иные крупные российские города других федеральных
органов власти? Если да, то каких?
В.ПУТИН: Это для Конституционного Суда и для Петербурга более или менее
естественное дело, имея в виду, что там освобождается крупнейший комплекс
в центре Петербурга – здание Сената и Синода – в связи с переездом Государственного
архива в новое, специально подготовленное для этих целей здание.
Конституционный Суд Российской Федерации находится не в лучших бытовых
условиях сегодня в Москве. Поэтому переезд Конституционного Суда не
будет связан с огромными затратами необоснованными, имея в виду, что
здание Сената и Синода все равно нужно реконструировать и реставрировать.
Переедет туда Конституционный Суд или не переедет – все равно нужно
вкладывать деньги в его реставрацию. Поэтому, решая проблему реставрации
и обеспечения нормальной деятельности Конституционного Суда, мы сразу
одним ударом убиваем двух зайцев. И в целом это удачное решение. Плюс
к этому и для города Петербурга это, конечно, формально-юридическое,
но все-таки повышение его статуса. Можно говорить о реальных столичных
функциях. Это все-таки самая вершина одной из ветвей власти, судебной,
– Конституционный Суд. То, что он будет несколько географически удален
от политических центров принятия решений, – это, конечно, не панацея
от, скажем, коррупции либо использования Конституционного Суда, его
прерогатив и полномочий в решении политических вопросов, но все-таки
это немножко в сторонке. Хуже не будет.
Что касается возможного переезда других федеральных органов, в некоторых
случаях, может быть, и с точки зрения процесса децентрализации власти
было бы неплохо. Но это пока слишком дорогое удовольствие. Это требует
больших затрат. Считаю это нецелесообразным. У нас много других вопросов,
на которые мы могли бы израсходовать деньги, которые пойдут на решение
организационных вопросов, с переездом каких бы то ни было центральных
органов власти из Москвы в другие регионы страны.
А.ЛАТЫШЕВ («Республика Татарстан»): Уважаемый Владимир Владимирович!
В конце прошлого года с помощью одной известной российской газеты в
крупном (это десять тысяч жителей) татарском селе Средняя Юрюзань в
Пензенской области вдруг совершенно неожиданно обнаружили ваххабизм,
хотя, как выяснили другие журналисты позднее, никакого ваххабизма там
в помине не было. Но слово не воробей, и таким образом население крепкого,
зажиточного села одним махом записали в экстремисты и бросили тень таким
образом, кроме всего прочего, – волей или неволей, не знаю, но на всех
татар, мусульман России. Это один пример.
На мой взгляд, в последнее время случаев ксенофобии, национальной розни,
религиозной розни в России все больше. И адекватной оценки, адекватно
жесткой оценки им не дается, и создается впечатление, что российские
власти просто боятся такого понятия, как национальная политика. Как
Вы оцениваете ситуацию в этой сфере?
Спасибо.
В.ПУТИН: Мне трудно с Вами согласиться в том, что инцидент, о котором
Вы упомянули, бросает какую-то тень на мусульман либо татар России,
уже хотя бы потому, что я об этом в первый раз слышу. Если бы Вы сейчас
об этом не сказали в такой широкой аудитории, особенно в ходе прямого
эфира, уверен, что и миллионы российских граждан об этом бы ничего не
узнали. Поэтому говорить о том, что газета что-то написала и это бросило
тень, – абсолютно необоснованно. Я с Вами в этом не согласен.
Конечно, люди, особенно столкнувшись с проблемами ваххабизма – с худшими
его проявлениями, потому что ваххабизм сам по себе не несет какой-то
угрозы, но с извращением норм ислама, извращением ваххабизма – они,
конечно, не могут трактовать это иначе, как призывы к терроризму.
Что касается «вылетит слово – не воробей, не поймаешь», Зощенко говорил:
вылетит слово – не воробей, не поймаешь, а у нас догонят, поймают и
посадят. В данном случае что-то похожее произошло и с теми публикациями,
о которых Вы сказали, с точки зрения негативных последствий, необдуманных
выступлений в средствах массовой информации. Но здесь уже коллега спрашивала.
Я считаю, что, действительно, органы государственной власти, правоохранительные
органы в случае проявления ксенофобии и других преступлений, связанных
с ксенофобией, с национальной нетерпимостью, должны реагировать более
жестко и должны применять соответствующие предусмотренные в Уголовном
праве, в Уголовном кодексе Российской Федерации нормы. К этому буду
призывать, на это буду настраивать правоохранительную систему, в том
числе и в ходе ближайших годовых совещаний и в Генеральной прокуратуре
по итогам года, и в других правоохранительных органах.
А.ГАМОВ («Комсомольская правда»): Вообще-то я хотел спросить про Андрея
Сычева, но Вы и вчера на совещании в Кремле об этом говорили, и сегодня
подробно ответили. Поэтому у меня будет вопрос о нашей истории. Завтра
исполняется 75 лет первому президенту России. Как Вы думаете, Владимир
Владимирович, настала ли пора оценить эпоху Ельцина и фигуру Ельцина?
Если да, как Вы оцениваете? Если можно, плюсы и минусы. Спасибо.
В.ПУТИН: Вы знаете, помните эту историю замечательную: Дэн Сяопин, по-моему,
был во Франции, его спросили о том, как он оценивает результаты Великой
французской буржуазной революции, – это было, по-моему, где-то в 70-х
годах – сказал, что еще прошло очень мало времени для того, чтобы давать
оценки подобного рода. Так что же говорить об оценке деятельности первого
президента России? Россия в это время переживала драматические годы
в своем развитии, Россия находилась, да и сейчас еще находится на переломе
своей истории, происходили капитальные изменения и в политике, и в государственности,
в социальной сфере. Эти годы были связаны, к сожалению, с большими потерями
для граждан страны, для населения нашей страны, для людей. Все эти проблемы
нам хорошо известны.
Как бы действовал каждый из нас, в том числе я, в этих условиях, можно
только догадываться. Можно как угодно характеризовать тот период, и
вы можете как угодно оценивать деятельность первого президента Российской
Федерации, но безусловным является одно: именно в то время, когда Борис
Николаевич Ельцин возглавлял Россию, народ нашей страны, граждане России
получили главное, ради чего все эти преобразования производились, –
свободу. Это огромная историческая заслуга Ельцина Бориса Николаевича.
И.ШАБАЛИНА И.(Саха (Якутия)): Владимир Владимирович, во время своей
недавней поездки в Якутию Вы, наверное, еще раз убедились в том, в каких
суровых климатических условиях мы живем. То совещание, которое Вы провели
в Якутске, касалось больших экономических проблем, на решение которых
мы надеемся, и они, вероятно, будут иметь очень большое значение в социально-экономическом
развитии нашей Республики.
Но сейчас не об этом. Я хотела бы спросить о наболевшем, о том, как
будет решаться вопрос о пенсиях северян, о том, как будет применяться
районный коэффициент к тем, кто работал на Севере. Этот вопрос касается
не только Якутии, но и всех северных территорий России.
Спасибо.
В.ПУТИН: Вы имеете в виду применительно к национальным проектам?
ШАБАЛИНА И.И.: Ну, в общем-то, да.
В.ПУТИН: Понятно. Сейчас этот вопрос обсуждается в Думе, Вы знаете,
принято соответствующее решение, идет дискуссия между Правительством
и Государственной Думой. Давайте подождем тех решений, на которые Правительство
и депутатский корпус выйдут в ходе этих обсуждений. Мне бы очень хотелось,
чтобы при принятии законов и законодательных актов они принимались без
юридических погрешностей, без «грязи» юридической, а все решения были
бы ответственными, до конца взвешенными с экономической точки зрения
и с точки зрения необходимости решения социальных задач, в том числе
и на Севере.
Одна из главных проблем, как я считаю, – это проблема, связанная с местом
пребывания пенсионеров после выхода на пенсию. Я считаю, что где бы
пенсионер ни жил, он имеет право получать соответствующую надбавку,
и вот это самое главное. Иначе мы будем стимулировать возврат пенсионеров
в те места, где они заработали эти надбавки, а Правительство предпринимает
все меры для того, чтобы эти территории заселялись людьми молодыми,
трудоспособными и так далее. Но это – явное противоречие между целями
и средствами, которые использует Правительство для их достижения.
О. МАСАМИ («Асахи», Япония): Уважаемый Президент! У меня два вопроса.
В ноябре прошлого года Вы совершили визит в Японию. В начале этого года
у Вас как ожидания развития отношений с Японией?
Еще вопрос. Во время общения с японским дзюдоистом Ямасита в конце прошлого
года Вы сказали, что для Вас дзюдо – это всё. Но, если можно, чуть-чуть
более конкретно скажите, пожалуйста, что для Вас дзюдо? Все-таки в вашем
родном городе Санкт-Петербурге будут спортивные мероприятия – Кубок
Путина по дзюдо. Спасибо.
В.ПУТИН: Прежде всего хочу сказать, что я удовлетворен итогами визита
в Японию.
Во-первых, обсуждение всех, в том числе очень сложных вопросов по мирному
договору, было на этот раз предельно открытым, очень предметным. Мы,
мне кажется, наконец поняли друг друга, что если мы хотим стремиться
к решению вопроса, то нужно идти по пути решения, а если мы хотим использовать
проблемы Курильской гряды для того, чтобы решать внутриполитические
задачи, если мы хотим изображать из себя самураев и размахивать мечом,
то тогда мы готовы тоже играть в эту игру, будем здесь тоже размахивать,
бегать и кричать. Но я так понял наших японских друзей и партнеров,
что они, оценив реалии, вступили с нами в новое качество отношений.
И мы вместе начали искать пути разрешения проблемы, приемлемые как для
японской, так и для российской стороны, не подрывая международных договоренностей
в Ялте, в Потсдаме и в Сан-Франциско. И при доброй воле с обеих сторон,
уверен, мы такое решение найдем. Россия будет стремиться к поиску такого
решения – при уважении японских интересов и, разумеется, руководствуясь
своими национальными интересами.
Что касается дзюдо, то мне очень нравится действительно этот вид спорта.
Я считаю, что это – одна из частей мировой культуры. Лозунг дзюдо хорошо
известен – во всяком случае, тем, кто занимается этим видом спорта.
Лозунг звучит примерно так: «Гармония с окружающим миром и с самим собой».
Это очень важное философское начало для достижения целей в любой сфере.
Первое.
И второе. Мужество в сочетании с благородством – это отличительные признаки
этого вида единоборства. И мы в России будем делать все для того, чтобы
и в политике, и в спорте действовать в соответствии с этими принципами.
И.ГОРЯШКИЕВА («И-Строй.RU»): Вопрос такой. Владимир Владимирович, в
конце прошлого года был принят пакет документов по доступному жилью.
На сегодняшний день эксперты уже выявили ряд противоречий с существующим
законом. В частности, это касается Градостроительного кодекса и Жилищного
кодекса. Сколько времени будет дано на доработку? Нет ли опасений, что
этот проект вызовет такую же массу недоумений или непонимания со стороны
граждан, как и федеральный закон о монетизации льгот? Спасибо.
В.ПУТИН: Надеюсь, что никаких недоразумений здесь не произойдет. Хотя
Вы обратили внимание абсолютно верно на болевые точки в реализации этого
проекта. Конечно, до тех пор, пока мы не разбюрократим принятие решения
по земле, эффективно работать по этому направлению невозможно. Это касается
не только крупных столичных городов, это касается и других территорий
Российской Федерации. Поэтому изменения нужны – изменения, направленные
на то, чтобы обеспечить безусловную реализацию и программы «Жилище до
2010 года», и национального проекта по доступному жилью. Здесь, Вы знаете,
предусмотрены определенные меры, связанные с увеличением уставного капитала
соответствующей структуры, которая будет заниматься ипотекой. Здесь
предусмотрены дотации и субсидии – точнее, субсидии для граждан, в том
числе – и прежде всего – для молодежи. Субсидии будут распределяться
по территориям в зависимости от бюджетной обеспеченности и по категориям
граждан – молодые специалисты на селе, допустим. Всё это не может быть
реализовано без внесения соответствующих изменений в законодательство.
Надеюсь очень на то, что Правительство и Государственная Дума сделают
это оперативно.
(продолжение)