(начало)
В.КУЗЬМИН («Российская газета»): Владимир Владимирович, Вы сегодня
уже не раз говорили о национальных проектах, хотелось бы вернуться еще
раз к этой теме. Почему для работы над ними был создан такой вот странный
механизм, когда при действующих Государственной Думе и Правительстве
появляется новый орган, который подчиняется лично Вам и в который входят
в том числе министры, депутаты, представители региональной власти, но
не входит Премьер-министр?
Спасибо.
В.ПУТИН: Премьер-министр у нас руководит Правительством Российской Федерации
и отвечает за всё в сфере экономики и в некоторых других сферах деятельности
государства, в том числе и за национальные проекты. Ему подчиняются
напрямую все ведомства, все министерства, и он не просто со стороны
контролирует и следит за тем, что там происходит, – он руководит этим
процессом. Но для того чтобы обеспечить безусловное исполнение этих
приоритетов как основных выбранных для страны и государства, Правительства
в ближайшее время, для того чтобы избежать ошибок, о которых здесь уже
говорили, избежать разворовывания выделяемых средств (огромные деньги
– 160 миллиардов мы только в этом году выделяем на достижение целей,
которые поставлены в рамках общенациональных приоритетных проектов),
для того чтобы сосредоточить усилия, административные ресурсы не только
Правительства, но и регионов, Администрации Президента, потребовались,
на мой взгляд, обоснованные решения – с точки зрения создания дополнительных
механизмов в реализации поставленных задач.
Считаю, что это обоснованно, и надеюсь на то, что работа будет двигаться
эффективно, может быть даже более эффективно, чем по некоторым другим
федеральным целевым программам.
О.НИКУЛИНА (газета «Городские вести», г.Волгоград): Владимир Владимирович,
в последние несколько лет большой процент молодежи идет в политику.
Поделитесь, пожалуйста, секретом политического успеха. И вообще, на
Ваш взгляд, какова роль молодежи в современной политике России? Спасибо.
В.ПУТИН: Глобальный вопрос. Роль молодежи в политике любой страны крайне
важна, имея в виду, что в руках тех людей, которых мы сегодня относим
к молодым нашим гражданам, к молодому поколению, завтра окажется вся
страна и полнота принятия решений в отношении нашего государства. Поэтому
чем раньше молодые люди будут вовлекаться в политическую деятельность,
тем лучше. Тем более что молодые люди лишены каких-либо стереотипов,
которые мешали бы принимать смелые решения.
Конечно, количество молодых в политике должно быть сбалансировано, особенно
в органах власти и управления, имея в виду, что в этих органах должны
находиться и люди со значительным опытом, со знаниями профессиональными.
Но я приветствовал и буду приветствовать привлечение молодых в политическую
деятельность. Вот и все мое отношение.
И я рассчитываю на активную жизненную позицию молодых людей. Она крайне
востребована и очень нужна России.
А.ЦИОЛИАС («Мега ТВ», Греция): Владимир Владимирович, в последние месяцы
намечается какая-то активность вокруг кипрского регулирования. Вы встречались
почти со всеми игроками: с турецкими, греческими, кипрскими. Даже многие
говорят, должны в этом году закончить. Вот хотел бы услышать Вашу оценку,
как Вы видите роль России в этом процессе, и меняется ли Ваша политика?
Вот есть такое ощущение.
Позвольте на правах моих 20 лет в Москве – без камней, слава богу –
позвольте такой вопрос, прошлогодний нюанс. Я Вас и в прошлом году спрашивал:
меняете ли Вы политику по Кипру, и Вы очень много рассказали о проблемах
с визами, например, с Кипром и с Грецией. Проблема остается?
В.ПУТИН: Начну с последнего.
Проблема остается. Но, на мой взгляд, мы движемся в правильном направлении.
Наши кипрские партнеры и друзья согласились на упрощенный порядок выдачи
виз для отдельных категорий российских граждан. И для всех граждан максимально
создают условия для визового обслуживания, наиболее благоприятные условия.
Вместе с тем мы полагаем, что вполне можно было бы вернуться, хотя бы
с Кипром, к безвизовому режиму. Думаю, что экономика Кипра в этом крайне
заинтересована, имея в виду огромный поток российских туристов, которые
с удовольствием отдыхают на Кипре, в том числе и в греческой части.
Но если не будет такой режим введен, то все большее и большее количество
людей, которые абсолютно деполитизированы, – поверьте мне, они даже
не знают, что на Кипре происходит, – будут ездить в Турцию и в северную
часть Кипра, потому что там пускают без виз. На границу пришел, штампульку
поставили, заплатил там 20 долларов или 25 и пошел отдыхать.
Кипр – это страна, которая имеет естественные границы в виде моря Средиземного.
И можно вполне разработать такую систему, при которой человек-турист,
приезжающий на Кипр и получивший кипрскую визу, не сможет дальше переехать
без соответствующего разрешения в любую другую страну Евросоюза, входящую
в Шенгенскую зону. Такое же можно сделать? Можно.
Мы просим и кипрских партнеров, и наших друзей и коллег в Брюсселе подумать
над этим. Это не будет нарушать общешенгенских правил. Но, как вы знаете,
мы работаем вместе с Брюсселем над безвизовым режимом. Надеюсь, что
рано или поздно этот вопрос будет решен для России в целом, тогда и
проблема с посещением российскими туристами Кипра тоже сама по себе
исчезнет. Хотя, повторяю, можно сделать для Кипра какой-то эксклюзив,
не нарушая общих правил.
Что касается нашей политики на кипрском направлении, она не изменилась.
Но нам бы очень хотелось, чтобы наша политика была сбалансированной
и чтобы все участники процесса: и Турецкая Республика, и северная часть
Кипра, и Греция, и Кипрская Республика – в целом с доверием относились
к тому, что делает Россия на международной арене в целом и по кипрскому
урегулированию, в частности. Мы будем и дальше работать с Генеральным
Секретарем ООН.
Мы считаем, что только сами люди, проживающие на острове, могут определить
свою собственную судьбу. И мы надеемся, что будут найдены приемлемые
для севера и для юга Кипра компромиссы. Мы полагаем, что северная часть
Кипра тоже демонстрирует – и демонстрирует достаточно ясно – свое стремление
к урегулированию. Это заслуживает поощрения. Во всяком случае, в сфере
совместной экономической деятельности это было бы вполне обоснованно
– не нарушая баланса интересов и не нарушая наших отношений ни с Грецией,
с которой у нас на протяжении веков очень близкие, дружественные связи
развиваются, ни с Кипром как с государством.
Е.ГРИГОРЬЕВА («Известия»): С начала этого года Россия, как известно,
начала достаточно жесткий переход на рыночные цены при расчете за энергоносители
со своими соседями. Много об этом в принципе было сказано, но все-таки
хотелось бы понять. Не считаете ли Вы, что в перспективе некая упущенная
от этого перехода политическая выгода может оказаться весомее, чем получаемые
сейчас доходы?
В.ПУТИН: Я не считаю, что доходы от перехода на рыночное ценообразование
с нашими ближайшими соседями могут нанести какой-то ущерб нашей политике
на постсоветском пространстве. Более того, уверен, что, как раз наоборот,
это поможет решать наши внешнеполитические задачи и цели.
Обращаю ваше внимание на то, что мы не резко, как некоторые говорят,
перешли и переходим на рыночное ценообразование с нашими соседями. Ведь
нерыночные способы ценообразования, фактическое дотирование экономик
бывших республик Советского Союза за счет российских потребителей, за
счет граждан Российской Федерации продолжаются вот уже 15 лет. Только
дотирование украинской экономики ежегодно обходилось российским гражданам
в три-пять миллиардов долларов США. Ежегодно! Для сравнения скажу, насколько
мне не изменяет память, помощь со стороны Соединенных Штатов Америки
Украине в прошлом году составила 174 миллиона, а здесь – ежегодно три-пять
миллиардов.
Вы знаете, Федеративная Республика Германия тратит огромные деньги для
поднятия экономики восточных земель. Но они платят за объединение нации,
а мы-то за что платим? Это первое.
И второе. Вот эта дотация, эта помощь с нашей стороны на протяжении
15 лет – она никем не замечается, как будто так и нужно. А ведь это
не так. У нас своя экономика, своя страна и свои граждане, свои пенсионеры,
свои военнослужащие, медицинский персонал и преподаватели, другие бюджетники,
которые нуждаются в нашей поддержке. И мы давно уже говорим о переходе
на рыночное ценообразование – это было не вдруг, не в конце 2005 года.
Напомню, что с Украиной мы об этом говорим уже несколько лет, в том
числе говорили и в начале 2005 года. Никакой неожиданности не было для
наших партнеров, никакой. И с другими нашими партнерами мы тоже об этом
говорим, сегодня говорим. Это второе.
И, наконец, третье. Ни в одном из наших решений при переходе на рыночное
ценообразование нет ни тени волюнтаризма. Вот когда мы каждый год заключали
с Украиной один договор, в рамках которого определяли условия поставок
нашего газа на Украину, и в другой части этого же договора обговаривали
условия поставок нашего газа в Европу, вот тогда на протяжении всех
предыдущих лет Европа зависела от наших договоренностей с Украиной.
И сами цены на российский газ в Украину определялись действительно из
политических соображений и по каким-то непонятным договоренностям. Теперь
мы с Украиной перешли на понятную формулу определения цены. Мы, извините
меня за эту грубость, не из носа выковыриваем эту цену. Есть формула,
которая привязана к мировым ценам на нефть и нефтепродукты, на газолин
и топочный мазут. И все это котируется на мировых рынках – это просто
математическая формула, не зависит от нас. И эту формулу мы применяем
со всеми западноевропейскими странами. И вот теперь можно сказать, что
вне зависимости от воли российского Правительства будет определяться
эта цена рынком мировым. Это что касается Украины.
Что касается поставок в Западную Европу. Мы подписали не один, как раньше,
а два контракта: один – поставки на Украину, второй контракт – транзит
в Европу. И именно это обеспечивает стабильность наших поставок, именно
это гарантирует стабильность снабжения наших западноевропейских потребителей.
И я считаю, что это огромный шаг вперед, который сделали и Украина,
и Россия на пути стабильности европейского энергетического рынка.
И.КОЛОСОВ (ТВЦ): Владимир Владимирович, Вы в своих выступлениях не раз
говорили о том, что страна нуждается в инвестициях, что совершенно естественно:
для развития нужны деньги. Неестественно, мне кажется, иное: заявления
членов Правительства, его финансово-экономического блока, сводятся к
тому, что деньги в стране в данный момент способны породить лишь инфляцию.
Они утверждают, что деньги лучше размещать в ценных бумагах и валютах
зарубежных стран.
Чем Вы можете объяснить это противоречие: Президент говорит о том, что
стране деньги необходимы, – финансово-экономический блок говорит о том,
что деньги стране мешают. И вообще я, честно говоря, впервые встречаюсь
с финансистами, которым мешают деньги. Спасибо.
Спасибо.
В.ПУТИН: Это говорит о том, что Вы невнимательно следите за тем, что
происходит в мировых финансах и в мировой экономике. Если Вы посмотрите
на опыт Голландии определенного времени, совсем недавно, то Вы вспомните
про так называемую голландскую болезнь, когда нефтедоллары захлестнули
экономику. И мировая экономика выработала соответствующее противоядие
против подобного неблагоприятного – несмотря на внешне благоприятные
условия конъюнктурные, для себя тем не менее неблагоприятного – развития
событий.
Что происходит, специалисты знают. Я позволю себе очень коротко об этом
сказать. В нашу экономику из-за больших цен на нефть – а сейчас это
свыше 60 долларов за баррель, Вы знаете, в прошлом году средневзвешенная
цена на «юралс» была 51 доллар, за январь это уже 58–60 – при большом
поступлении нефтедолларов Центральный банк вынужден изымать эти доллары
и эмитировать рубли. Увеличение денежной массы в экономике ведет к повышению
инфляции. Для того чтобы бороться с инфляцией, Центральный банк увеличивает
номинальный курс национальной валюты, что ведет к увеличению реального
эффективного курса и к увеличению потока импортных товаров в Российскую
Федерацию. В прошлом году он вырос на 28 процентов, что подавляет развитие
собственного сектора перерабатывающей промышленности.
Все это объективные процессы, которые нужно иметь в виду, когда Вы слышите
заявление финансово-экономического блока. Если бы не было Стабилизационного
фонда, то, думаю, что Центральному банку не удалось бы выйти и на тот
параметр инфляции, который мы сегодня имеем по прошлому году, – 10,9
процента; она была бы больше. Но это один из главных, ключевых моментов
нашего развития – удержание инфляции. Мы все говорим о развитии малого
бизнеса, говорим о том, что у нас слишком высокие ставки рефинансирования
в банках, по кредитам высокие ставки. Да, сейчас это 12–13 процентов,
а в начале прошлого года было, по-моему, 15. Но пока инфляция не будет
у нас такая, как мы хотим, – три, пять или шесть процентов, – до тех
пор и высокие ставки в банках будут, до тех пор граждане не смогут воспользоваться,
и государство эффективно не сможет проводить ипотечную систему кредитования
строительства жилья, бизнес не сможет получать длинные дешевые деньги
– по шесть, по семь процентов. Это сложная комплексная задача, подходить
к ней нужно очень ответственно. До сих пор Правительству это удавалось.
Кстати говоря, не только в ценных иностранных бумагах могут быть размещены
средства Стабилизационного фонда. Я обращаю ваше внимание на то, что
приоритетные национальные программы появились в результате того, что
Правительство изменило уровень «цены отсечения», как вы знаете, до 27
долларов, и поступления в бюджет увеличились. Это сознательный – по
оценкам некоторых экспертов, достаточно опасный с точки зрения возможности
соблюдения макроэкономических параметров, – но все-таки, на мой взгляд,
обоснованный шаг, потому что граждане России должны почувствовать положительные
результаты макроэкономической политики Правительства, должны почувствовать.
И мы должны вселить уверенность в наших людей в том, что Правительство
проводит правильную политику, чтобы повысить поддержку со стороны населения
курсу, проводимому Правительством по развитию страны. Думаю, что действия
тем не менее являются обоснованными и достаточно взвешенными, поскольку
предложенные параметры бюджета и развития экономики не нарушают макроэкономические
показатели.
ВОПРОС: Уважаемый Владимир Владимирович, у меня два вопроса. Первый
вопрос, я не могу его не задать, это вопрос от русскоязычной части нашей
республики. Будет ли поддержана федеральным центром единственная в России
программа по возвращению и обустройству русскоязычного населения, которая
реализуется у нас при поддержке нашего президента?
И второй вопрос. Могут ли вынужденные переселенцы из Северной Осетии
надеяться на то, что Ваше поручение будет выполнено, и до конца этого
года они смогут вернуться к местам своего прежнего постоянного проживания?
Спасибо Вам, Владимир Владимирович, я уже второй раз приезжаю на пресс-конференцию
и второй раз мне удается задать Вам вопрос. Надеюсь, это станет доброй
традицией.
В.ПУТИН: Спасибо за Ваше внимание к событиям подобного рода. Давайте
начнем с очень болезненного и очень сложного вопроса – возвращение беженцев.
Я думаю, что это – правильный процесс, движение в абсолютно правильном
направлении. Не нужно только его политизировать, не нужно создавать
проблемы там, где их нет. Люди между собой десятилетиями жили вместе
без всяких проблем. Нам нужно создать условия, повышающие доверие друг
к другу, нужно политикам с обеих сторон: и со стороны Северной Осетии
– Алании, и со стороны Ингушетии – отказаться от использования этого
инструмента для поднятия своего собственного рейтинга. Нужно работать
над решением проблем конкретных людей. И если мы озаботимся именно этим,
если будем думать о конкретных людях, зная их пофамильно, тогда мы всё
решим. Это первое.
Что касается возвращения русскоязычной части населения Ингушетии в Республику,
мы, конечно, будем поддерживать этот процесс, тем более что он инициирован
руководством самой Республики. Это даже неважно, кем являются эти люди
по национальности: ингуши, русские, татары, мордва, я не знаю, кто угодно,
евреи, все люди, которые считают Ингушетию своей малой родиной, – имеют
право вернуться к родным очагам. Инициатива президента очень важная,
очень правильная, показательная для других регионов Северного Кавказа.
И, конечно, мы будем искать формы поддержать Президента Ингушетии в
его деятельности.
ВОПРОС: Если позволите, задам вопрос по-французски. Первый канал.
В Европе много журналистов, но также и руководителей думают, что Россия
использует газ и энергию как оружие, с тем чтобы добиться политических
целей. Насколько газопроводы нынешней России заменили ракеты советской
эпохи?
Спасибо.
В.ПУТИН: Во-первых, у нас ракет еще достаточно. И, более того, мы развиваем
свой ядерный комплекс сдерживания. Как вы знаете, недавно провели испытание
новых систем баллистического оружия. В позапрошлом году успешно проведены
испытания таких боевых комплексов, которых пока нет – и вряд ли раньше
нас появятся – на вооружении других стран мира. Я Президенту Франции
в абсолютно доверительном порядке показывал принципы работы этих систем,
когда он посещал один из наших космических объектов, боевых космических
объектов. И Президент Ширак знает, о чем я говорю. Это очень серьезные
комплексы, которые не являются ответом на систему ПРО, для которых,
что есть система ПРО, что нет – им безразлично. Потому что они, как
я уже говорил, работают на гиперзвуке, меняют траекторию по курсу и
по высоте. А система противоракетной обороны рассчитана на баллистические
ракеты, которые могут наносить удар, двигаясь по баллистической траектории.
Это совсем другая тема. Но это оружие, которое может нести ядерный заряд.
Что касается энергетики. Я уже объяснял, только что объяснял, отвечая
на вопрос Вашего российского коллеги: мы переходим с нашими партнерами
на такое же ценообразование, как с Германией, с Францией, с Болгарией,
Румынией. Это формула ценообразования, я Вам могу ее нарисовать, там
ничего сложного нет. Это базовая средняя цена прошлого года плюс 0,5,
умноженное на средневзвешенную цену газолина, плюс 0,5, умноженное на
средневзвешенную цену топочного мазута. Это не зависит от нас, не будет
зависеть от воли российского Правительства. Вот как рынок даст нам цены
на нефть и нефтепродукты, такова и будет цена с нашими партнерами. Это
самая прозрачная и самая справедливая формула ценообразования. Она применяется
нами уже десятилетия в Европе. Так почему применять к немцам это можно,
а к Украине – нельзя?
Кроме всего прочего, Вам как представителю западноевропейской прессы,
я думаю, должно быть понятно, что бросовые цены для бывших республик
Советского Союза создают проблемы для развития крупных отраслей экономики
в Западной Европе. Скажем, металлургическая промышленность на Украине,
получая 50 долларов за тысячу кубов, плюс очень дешевая рабочая сила,
создает условия для абсолютного демпинга на мировых рынках металлопродукции.
Или нефтехимии. Или удобрений. Это же сокращает возможные перспективы
развития крупных отраслей в Западной Европе и ставит под вопрос рабочие
места в Европе. Это разве непонятно?
Мы не ущемляем наших потребителей в республиках бывшего Советского Союза
– мы только ставим их в равные условия со всеми и считаем это справедливым.
Так что говорить о каком-то новом энергетическом оружии абсолютно, полагаю,
необоснованно.
Н.МЕЛИКОВА («Независимая газета»): Владимир Владимирович, в своем Послании
в прошлом году Вы назвали бюрократию надменной кастой и много раз еще
говорили о том, что государство должно уйти из тех сфер экономики, где
оно присутствует необоснованно. Между тем только за последний год две
крупных компании, которые контролирует государство и председателями
совета директоров которых являются крупные государственные чиновники,
купили частные компании в нефтегазовом секторе.
В.ПУТИН: Что купили?
Н.МЕЛИКОВА: Приобрели пакеты акций частных компаний. Я хотела спросить:
не противоречат ли вот эти процессы фактической деприватизации Вашим
планам по борьбе с бюрократией и с коррупцией? Спасибо.
В.ПУТИН: Не противоречат, потому что, во-первых, эти приобретения сделаны
были «с рынка», на рыночных условиях. Второе, повторяю, сами эти компании,
о которых Вы упоминали, – имеете в виду, видимо, «Газпром» и «Роснефть»
– «Газпром» уже является акционерным обществом с иностранным капиталом,
и мы либерализовали рынок акций этой компании. А «Роснефть» готовится,
как я уже говорил, к выпуску своих ценных бумаг на одной из мировых
фондовых бирж. Тоже будет привлечено значительное количество иностранных
инвесторов. Мы идем на это сознательно. Эти две компании остаются под
контролем государства, имею в виду, что государство остается главным
акционером, но они работают в условиях рынка. А когда я говорил о необоснованном
присутствии государства в некоторых секторах, имел в виду чисто государственные
предприятия, связанные, как казалось раньше, или с важной инфраструктурой,
или с «оборонкой», а на самом деле ничего общего сегодня ни с тем, ни
с другим не имеющие.
Что касается нефтегазового сектора, то я уже говорил, что в нашей экономике
нет никакой национализации, она не происходит, в отличие, скажем, от
Норвегии или некоторых стран ОПЕК. У нас подавляющее большинство наших
компаний в нефтегазовом секторе – абсолютно частные либо со смешанным
капиталом. Мы и дальше будем придерживаться этого баланса.
А.ШКОЛЬНИК («Медиакратия»): Владимир Владимирович, Вы не так давно ввели
в моду понятие «социальная ответственность бизнеса». А что Вы можете
сказать о социальной ответственности журналистов или средств массовой
информации, насколько она важна?
В.ПУТИН: Очень бы не хотелось ничего говорить по этому поводу. Мне бы
очень хотелось, чтобы само журналистское сообщество определило рамки
того, что вы считаете возможным, и того, от чего вы считаете нужным
воздержаться.
И меня очень радует, что по мере взросления нашего общества в целом
происходят качественные изменения и в журналистском сообществе. Я просто
фиксирую, что появляются настоящие эксперты среди российских журналистов,
специализирующиеся на той или другой проблематике, но приятно с людьми
иногда поговорить. И иногда очень сложно разговаривать, потому что чувствуется,
что люди вникают в детали. Мера ответственности очень высока, потому
что в нашей стране традиционно граждане России с большим доверием относятся
к каждому слову, сказанному публично в средствах массовой информации.
И я очень надеюсь на то, что журналистское сообщество в самом широком
смысле этого слова будет осознавать ту меру ответственности, на которой
оно находится. Во всяком случае со стороны государства никаких ограничений
под предлогом необходимости повышения ответственности мы делать не намерены.
А.СЕМЕНЫШЕВА («Сети-НН», г.Нижний Новгород): Владимир Владимирович,
честно говоря, я ехала сюда и тоже хотела задать очень серьезные и умные
вопросы, но на третьем часу нашей беседы я понимаю, что я должна просто
взять себя в руки и от лица всех блондинок в этом зале просто задать
совершенно, может быть, глупый и смешной вопрос: чем Вы пользуетесь
для того, чтобы так хорошо выглядеть, пользуетесь ли Вы какими-то специальными
средствами, восстанавливающими молодость и красоту?
В.ПУТИН: Если к специальным средствам относить спиртные напитки, то
я ими не пользуюсь. Наркотики вообще никогда не употреблял, даже не
пробовал, никогда никакого. Никогда не курил. Я люблю спорт и много
работаю. Это всегда поддерживает такое внутренне психологическое состояние,
что, на мой взгляд, крайне важно для любого человека.
И в Вашем лице всем блондинкам – большой привет!
А.НИКОЛАЕВА (газета «Ведомости»): Вы уже говорили о концентрации нефтяных
активов, в том числе в руках государственных компаний. Но по прошлом
году видно, что такая тенденция распространялась и на другие отрасли.
Всем известно, что АвтоВАЗ перешел под контроль «Рособоронэкспорта».
До сих пор ходят слухи о возможном приобретении компанией «АЛРОСА» «Норильского
никеля». Как Вы относитесь к тому, что именно госструктуры, госкомпании
приобретают новые активы, и известно ли Вам о планах госкомпаний покупать
новые активы?
Спасибо.
В.ПУТИН: Я ничего не знаю о том, что «АЛРОСА» собирается приобретать
«Норильский никель». Это вообще дело самих компаний прежде всего, но
если вы спросите у руководителей компании и владельцев компании «Норникель»,
то они будут крайне удивлены этим вопросом, я абсолютно уверен. У них,
насколько мне известно, очень амбициозные планы развития и внутри страны,
и в мире. Мы будем поддерживать деятельность и «Норникеля», и других
российских частных компаний, в том числе не только внутри страны, но
и на международной арене. Первые шаги, которые они там делают, впечатляющие.
Они пока скромные, но впечатляющие по результатам, по качеству того,
что делается.
Что касается АвтоВАЗа, то, что же греха таить, предприятие в сложном
положении, и если одна из государственных структур берется в качестве
кризисного менеджера вывести предприятие из этого состояния, то это
неплохо. Но это не значит, что у нас выбран какой-то вектор на огосударствление.
И я не исключаю, что при принятии решений по развитию автопрома – и
эти возможности, возможности консолидации пакета акций одной из крупнейших
российских компаний с целью ее спасения, сохранения рабочих мест, выведения
на новый технологический уровень, будут использованы на благо развития
отрасли.
Н.СПАССКАЯ (ТВ глухих, Н.Новгород): Таких, как я, людей с нарушением
слуха в нашей стране около 13 миллионов. В европейских странах с титрами
выходит около 70 процентов телепрограмм, у нас – в десять раз меньше.
Можете ли Вы изыскать средства и возможности и принять решение о том,
чтобы телевизионных программ с субтитрами было в нашей стране не меньше,
чем в Европе? Первое.
И второй вопрос. Во многих странах жестовый язык признан государственным
языком, и это позволяет развивать все направления деятельности общества
глухих. Когда в России жестовый язык получит статус государственного,
чтобы российские общества глухих были более развиты? Спасибо.
В.ПУТИН: Второй вопрос зависит от активности депутатов и тех, кто защищает
интересы глухих в России, вообще инвалидных организаций в России, от
их активности в парламенте Российской Федерации.
Но в целом я абсолютно согласен с тем, что этому направлению деятельности
в средствах массовой информации сегодня в России уделяется мало внимания.
Еще в прошлом году мною даны соответствующие поручения государственной
телевизионной компании, и использование подстрочника, субтитров в программах
РТР увеличено. Надеюсь очень и буду призывать другие телевизионные компании
шире использовать эти технические возможности сегодня, не бояться того,
что бегущая строка может как-то помешать восприятию той картинки, которая
показана на телеэкране, – она будет способствовать тому, чтобы граждане
Российской Федерации, все граждане Российской Федерации, в том числе
и с ограниченными возможностями, глухие например, могли бы полностью
быть в курсе происходящих событий и могли бы и художественные фильмы
смотреть, и информационные передачи. Это способствовало бы, конечно,
вовлечению всех граждан Российской Федерации, вне зависимости от их
физических возможностей, в полноценную жизнь нашей страны. Будем обязательно
двигаться по этому направлению, обязательно.
Н.СПАССКАЯ: У нас в России очень много людей разговаривают на русском
жестовом языке. У нас в связи с тем, что язык не признан государственным,
возникают проблемы в развитии сообщества глухих. Мы как единственное
в России телевидение глухих, и вообще единственное такое телевидение
стран СНГ, заинтересованы в решении этой проблемы. Спасибо.
В.ПУТИН: Я уже в первой части ответа на Ваш вопрос сказал, могу повторить.
Считаю, что соответствующие организации и объединения глухих и другие
объединения людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации
могут и должны ставить этот вопрос в Государственной Думе. Давайте поднимем
этот вопрос в парламенте страны, проведем соответствующую дискуссию,
и то решение, которое будет подготовлено, оно будет принято и будет,
конечно же, поддержано и на уровне Президента.
Е.ЛЕОНОВА (ГТРК «Кострома»): Проблема пресловутого «русского креста»
– рождаемость падает, смертность растет. Многие сходятся на том, что
проблема даже не материальная, причина не в материальных проблемах,
а в том, что ориентация у нас сдвинулась.
В.ПУТИН: Куда она сдвинулась? Не надо.
Е.ЛЕОНОВА: Люди ориентированы на внесемейные ценности. К сожалению,
мамы – они заинтересованы в карьере, а не в детях. Демографы говорят,
что нам решать проблему маленькими шажками уже поздно. Надо кардинальные
меры применять. Многие говорят о том, что даже отменить Пенсионный фонд,
и тогда люди будут в старости рассчитывать не на государство, а на своих
детей, как это было на Руси. Что Вы думаете об этом?
В.ПУТИН: Я думаю, что мы не можем уже уйти от цивилизованных форм социальной
защиты населения, в том числе и не можем отказаться и никогда уже не
откажемся от системы пенсионного обеспечения. Более того, у нас демографическая
проблема вызывает определенные опасения за возможности Пенсионного фонда.
И здесь же сразу могу оговориться, что конечно, мы думаем об этом и
предусматриваем соответствующие механизмы защиты пенсионных инструментов
в стране. Я имею в виду переход к накопительной системе, мы будем и
дальше ее развивать. Я имею в виду субсидиарную ответственность федерального
бюджета за состояние пенсионной системы. Мы от этого уходить не собираемся.
Более того, думаю, что коэффициент замещения, то есть соотношение сегодняшней
заработной платы и будущей пенсии, у нас должен быть повышен. Это одна
из главных проблем пенсионной системы.
Что же касается рождаемости, то да, демографическая ситуация у нас остается
сложной, и количество выбывающего населения больше, чем количество прибывающего.
Вместе с тем в России за последние два года наметилась тенденция к увеличению
рождаемости. Это очень хороший и очень приятный процесс для страны,
для государства. Вы знаете, что предприняты определенные шаги в направлении
поддержки семьи и материнства, в частности увеличено единовременное
пособие на рождение ребенка с шести до восьми тысяч рублей, увеличено
пособие на ребенка до полутора лет с 500 до 700 рублей. Конечно, все
это мелкие шаги, но все-таки надеюсь, уверен даже, что это шаги в правильном
направлении.
Очень неплохо себя зарекомендовали так называемые родовые сертификаты.
Напомню, что это такое: это документ, который выдается беременной женщине,
с которым она приходит в женскую консультацию. Если консультация доводит
до, по-моему, 30 недель беременности, то есть делает все для того, чтобы
женщина сохранила ребенка, делает все для того, чтобы помочь женщине
родить ребенка, то женщина, переходя в родильный дом, в учреждение родовспоможения,
оставляет там корешок, в женской консультации, – две тысячи рублей сразу
за каждую возможную роженицу получает женская консультация. А потом,
когда роды закончились успешно, когда мать и ребенок здоровы, все довольны,
женщина уходит из учреждения родовспоможения, основной сертификат остается
в роддоме, и он получает пять тысяч рублей за каждый этот сертификат.
Мы рассчитываем, что это будет дополнительным стимулом для повышения
качества деятельности медицинских учреждений в этой сфере. Думаю, что
и этого, конечно же, недостаточно, но это просто первые шаги, которые
предпринимает Правительство для того, чтобы эту проблему решить.
Ну а в целом это не только «крест» для России – это для всех постиндустриальных
стран огромная проблема, демография. И это не зависит, действительно,
от благосостояния и уровня доходов: другие приоритеты, другие ориентиры.
Как Вы правильно сказали, это прежде всего связано с карьерой, это связано
– для женщин – с так называемой проблемой отложенного ребенка. В некоторых
западноевропейских странах первый ребенок у женщины появляется в 29–30
лет. А пока два-три года прошло, когда ребенка на ноги поставили, там
уже вроде и о втором поздно думать. Поэтому такая проблема существует
для многих стран мира. Все ищут решение этого вопроса. Пока эффективного
противодействия этим тенденциям не найдено, но ясно совершенно, что
минимум, что мы должны сделать, – это заботиться о материнстве и семье.
Уважаемые коллеги! Мы уже с вами работаем два с половиной часа. Я думаю,
что вряд ли кто-то из нас, собираясь на это мероприятие, одел памперсы,
поэтому нам все равно технологический перерыв нужно сделать. Мы еще
немножко поработаем, но будем двигаться к завершению.
ВОПРОС (телеканал «Россия» ГТРК «Владимир», г.Владимир): Добрый день!
Владимир Владимирович, вопрос у меня к Вам такой. Вернемся к внешней
политике: существует такое понятие, как «политический имидж страны».
И Вы как глава государства, наверное, можете сказать – за последние
годы претерпел ли политический имидж России изменения, то есть изменилось
ли отношение других стран к нам, возрос ли наш авторитет, стали ли нас
уважать больше?
И еще один такой вопрос: интересуют ли Вас иностранные публикации, то
есть публикации, которые появляются в зарубежной прессе о России? Как
Вы к ним относитесь? И Ваше мнение по поводу политики двойных стандартов.
Спасибо.
В.ПУТИН: Мы должны знать, что о нас говорят. Мы должны в то же самое
время отличать доброжелательный анализ и критику тех наших друзей в
других странах – а таких большинство, которые хотят видеть Россию стабильной,
хотят видеть Россию полноценным, полноправным участником международной
жизни и которые рассчитывают получить определенные положительные результаты
от сотрудничества с такой страной, повторяю, таких большинство, – но
есть «записные советологи», которые не понимают того, что происходит
в нашей стране, не понимают меняющегося мира. И с ними бесполезно дискутировать,
потому что они просто отрабатывают линию поведения. Ну что можно сказать
таким людям? С ними даже не нужно вступать в дискуссию, потому что,
дискутируя с ними, мы только помогаем им достигать тех целей, которые
они перед собой ставят. Они заслуживают только одной маленькой реплики:
«Тьфу на вас» – и всё.
А что касается серьезной критики – повторяю, мы в ней заинтересованы,
потому что она дает нам возможность обратить внимание на те ошибки,
которые мы делаем, она дает нам возможность лучше сконцентрировать ресурсы
на действительно важных задачах и проблемах. Критика, конечно, не очень
приятна никому, ее никто не любит, но она полезна.
Что касается имиджа страны, я считаю, что по мере взросления нашего
общества, по мере улучшения ситуации в экономике, по мере того, как
наша страна становится более стабильной и прогнозируемой, конечно, укрепляются
и положение нашей страны на международной арене, ее влияние в международных
делах.
Б.ВЛОДАРЧИК (ТVP, Польша): Здравствуйте. Мои коллеги сказали, что я
не смогу задать вопрос – жалко, что с ними не поспорила.
В.ПУТИН: Жалко, да. Могли бы выиграть и с нами поделиться потом.
Б.ВЛОДАРЧИК: Да. Знаете, Польша не самая богатая страна. (Смех в зале.)
В.ПУТИН: Не прибедняйтесь. Польша развивается неплохими темпами, и рост
капитализации рынка Польши в прошлом году составил более 30 процентов,
это очень хороший показатель.
Б.ВЛОДАРЧИК: Спасибо большое, я тоже очень верю в свою страну. Я хотела
задать такой вопрос. Полтора года тому назад Вы критиковали польских
журналистов за способ освещения, например, Беслана и вообще ситуации
в России. А как Вы оцениваете образ Польши в российских СМИ? И что для
России означает Польша и страны Восточной Европы?
В.ПУТИН: Вы знаете, поляки и русские – это фактически одна семья. Мы
не должны забывать, что у нас общая колыбель – это Карпаты. Оттуда в
начале нашего времени, в первом тысячелетии после Рождества Христова
и пошло распространение славянства в Европе. Кто-то пошел на запад,
и этих славян называли ляхи, кто-то пошел на восток, это были поляне,
древляне и так далее. У нас общая колыбель. Мы никогда не забываем об
этом и относимся к Польше с огромным уважением за ее вклад в мировую
культуру, за ее вклад в мировую экономику, за ее вклад в сегодняшние
дела в Европе и в мире.
Как и всегда бывает между близкими родственниками, между нами было много
проблем. Я сейчас не буду перечислять все, потому что мы запутаемся,
предъявляя друг к друг претензии начиная с захвата Кремля [в XVII веке].
Мы запутаемся в этих претензиях.
Знаете, я вам сейчас скажу абсолютно откровенно и честно. У нас и в
российском, и в польском обществе есть настроения, которые я бы назвал
настораживающими в отношениях друг с другом. Политики внутри наших стран
знают об этом, но вместо того, чтобы во благо своих граждан смотреть
в будущее, вместо того, чтобы строить отношения во благо граждан Польши
и Российской Федерации на будущее, они все стараются поднять проблемы
прошлого, чтобы профилировать себя внутри страны. Я считаю, что это
абсолютно недальновидная политика, очень вредная как для Польши, так
и для России. Очень надеюсь на то, что и в Польше, и в России возобладают
те политические силы, которые, основываясь на всем богатстве наших отношений
прошлого, – а у нас много было исключительно положительного в нашей
предыдущей истории, я уже не говорю про совместную борьбу с фашизмом,
и в другие времена было очень много полезного, – так вот, основываясь
на фундаменте наших хороших отношений за предыдущие годы будут устремлены
в своей политике в будущее. Это не только вполне возможно, это необходимо
как для Польши, так и для России.
Заканчивая свой ответ на Ваш вопрос, я бы хотел высказать искренние
соболезнования польскому руководству и польскому народу в связи с трагедией,
которая произошла недавно в вашей стране, где погибли свыше 60 человек.
Это ужасная катастрофа, и мы вместе с вами скорбим по жертвам. И хочу,
чтобы поляки знали об этом.
А.БАЯНОВА (ВГТРК, «Регион-Тюмень»): «Россия должна прирастать Сибирью»
– Ваши слова, господин Президент.
В.ПУТИН: Нет, Ломоносова. (Смех в зале.)
А.БАЯНОВА: Недавно наш губернатор стал руководителем Вашей Администрации.
Почувствовал ли Кремль «прирастание Сибирью», и как Вы оцениваете кадровый
потенциал Сибири? Спасибо.
В.ПУТИН: Сибирь – очень важный регион для нас и с точки зрения наличия
огромных природных ресурсов, Восточная Сибирь – это вообще кладовая,
нераспечатанная мировая кладовая энергоресурсов. Энергетический потенциал
России еще недооценен. Недооценен. Я уж сейчас не говорю про Западную
Сибирь. Вот мы Южно-Русское [месторождение] будем задействовать для
того, чтобы запитать Северно-Европейский газопровод, там намечается
22–25 миллиардов – добыча газа в год. А у нас есть Штокмановское месторождение
– рядышком, в Баренцевом море. Там 90 миллиардов – добыча по году, лет
на 50 рассчитано вперед.
Что же говорить про Восточную Сибирь, про Сибирь вообще? Огромные запасы,
которые, безусловно, будут востребованы человечеством. Огромный научный
потенциал в Сибири. И в то же время Сибирь несколько удалена от политических
центров страны, что идет на пользу сибирякам. Они не вовлечены во всякие
склоки и политические передряги. И уверен, что кадровый потенциал –
имею в виду и высокий образовательный уровень, и такую сибирскую чистоту,
моральную – будет востребован в стране.
Пожалуйста, прошу Вас.
Н.СЕЛЕЗНЕВА («Волгоградская правда», Волгоград): У меня тяжелый вопрос
– на третьем часу, конечно.
Мы в прошлом году отметили юбилей Великой Победы. Это событие сплотило
россиян, как обычно, и вызвало огромное чувство гордости за свою страну.
Но, к сожалению, ветераны уходят, и с ними уходит эпоха великого патриотизма.
На Ваш взгляд, чем сегодня можно объединить людей – разного достатка,
общественного положения, разного поколения? В чем национальная идея
современной России?
В.ПУТИН: Есть только несколько фундаментальных вещей, которые нас объединяют,
и главная из них – это любовь к Родине, любовь к своему Отечеству, ничего
нового мы здесь не придумаем.
Что касается сопутствующих этому факторов – для того чтобы гордиться
своей страной, нужно быть самодостаточными, эффективными, и здесь мы,
конечно, в первую очередь должны говорить о конкурентоспособности каждого
в отдельности гражданина страны и России в целом.
Мы часто говорим о наших энергетических возможностях, сегодня много
говорили об этом, но я бы хотел обратить сейчас внимание присутствующих
и на другую тенденцию, которая наметилась в прошедшем году. Одна из
ключевых задач, которую мы перед собой ставим, – диверсификация российской
экономики, переход к инновационным путям ее развития. Не многим известно,
что в прошлом году у нас в основные фонды проинвестировано 121 миллиард
долларов, из них только 8,7 – в нефтегазовый сектор, все остальное –
в переработку, транспорт, сельское хозяйство и связь. Это говорит о
том, что у нас наметилась тенденция к инновационному развитию – только
тенденция. У нас наметилась тенденция к изменению ситуации со старением
оборудования – это очень хороший показатель. Не случайно Россию поставили
на шестое место сегодня среди всех стран мира по инвестиционной привлекательности.
Это тоже очень хорошее достижение, очень хорошая объективная оценка
состояния России и перспектив ее развития.
В этой связи хочу напомнить, что Правительство Российской Федерации
не сидит сложа руки, а предпринимает конкретные усилия для того, чтобы
обеспечить реализацию этой задачи и переход к инновационному пути развития
страны. У нас, как вы знаете, и я уже об этом говорил, принята программа
промышленной сборки в автомобильной промышленности. У нас созданы, уже
сейчас создаются особые экономические зоны, рассчитанные на придачу
импульса развития инновационным путям развития. И таких зон на первом
этапе будет создано шесть: Москва, Московская область, Санкт-Петербург,
Липецк, Томск и Татарстан. На эти цели в бюджете Российской Федерации
предусмотрено 300 миллионов в долларовом выражении, столько же должно
быть выделено в регионах. У нас создан не только Стабилизационный фонд
для поддержания макроэкономической ситуации, у нас создан Инвестиционный
фонд, в который на первом этапе мы планируем направить, опять же в долларах,
2,5 миллиарда долларов. У нас принята впервые программа по поддержке
российского высокотехнологичного экспорта, так же как в других промышленно-развитых
странах это было сделано. На первом этапе это будет около миллиарда
долларов, где-то 700-800 миллионов. Немного, но первый шаг в правильном
направлении.
И, наконец, мы будем осуществлять свою деятельность в рамках федеральных
целевых программ, которые направлены на создание инфраструктуры для
поддержания высоких темпов развития российской экономики по инновационному
пути. Принят закон о концессиях, что тоже важно с точки зрения не добычи
полезных ископаемых, а прежде всего для развития инфраструктуры, портовых
сооружений, платных дорог и так далее.
И, наконец, хочу вас проинформировать, мы планируем в ближайшее время
создать Российский банк развития. Мы создали недавно с казахстанскими
нашими друзьями Евразийский банк с уставным капиталом 1,5 миллиарда
долларов. Мы планируем в самое ближайшее время создать Российский банк
развития с уставным капиталом 2,5 миллиарда долларов. Все это вместе
взятое, плюс меры, которые Правительство планирует в сфере не только
стабилизации, но и развития фондового рынка, с тем чтобы наш фондовый
рынок был современным, чтобы расчеты там происходили в системе он-лайн,
немедленно, а не так, как у нас сегодня, – на следующий день, с тем
чтобы повысить уверенность собственников ценных бумаг в своей неуязвимости
и улучшить качество собственности всех, кто работает на фондовом рынке,
– все это вместе взятое и другие меры, безусловно, будут способствовать
укреплению нашей страны и решению той задачи, о которой Вы спросили.
Л.ГУСЕЛЬНИКОВ К.(«Ямал-Регион» совместно с телерадиокомпанией «Ермак»
Уральского федерального округа): Уважаемый Владимир Владимирович, по
Вашей инициативе в Челябинске на заседании Президиума Государственного
Совета был рассмотрен исторический вопрос об «Урале промышленном – Урале
полярном». Кстати, на день рассмотрения исполнилось более ста лет –
в ХIХ веке первый раз на высшем государственном уровне рассматривался
этот вопрос.
Это, по сути дела, мегапроект, имеющий огромное историческое и мировое
значение, это преобразование металлургии, машиностроения, новые технологии,
инвестиции, социальные преобразования всего Севера России, Уральского
федерального округа. Как, на Ваш взгляд, реализуются сегодня задачи,
связанные с этим проектом, как действует Правительство в этом смысле,
как складываются инвестиционно-экономические составляющие по этому мегаисторическому
проекту, которому, очевидно, со временем будет дано имя «имени Путина»,
потому что с этим, может быть, Вы войдете в историю как с проектом преобразования?
В.ПУТИН: Можете более точно сформулировать, Вас там что-то беспокоит?
Л.ГУСЕЛЬНИКОВ: Как глава государства сегодня оценивает ту работу, которая
идет, и что нужно сделать в ближайшем будущем? Верите ли Вы в этот проект,
который Вы и инициировали, – «Урал промышленный – Урал полярный»?
В.ПУТИН: Вы знаете, я, конечно, верю в то, что те планы, которые мы
для себя ставим, те задачи, которые мы формулируем, конечно, будут исполняться.
Что нужно сделать для того, чтобы мы были в состоянии исполнить эти
планы? Нужно, конечно, прежде всего концентрировать административные
ресурсы и доводить принимаемые решения до фактической реализации. Но
сколько бы мы ни упражнялись в администрировании, мы ничего не сможем
сделать, не обеспечив кардинальных, фундаментальных задач, которые стоят
перед нашей экономикой.
Я уже говорил о том, что мы должны делать все для того, чтобы переводить
нашу экономику на рельсы инновационной экономики. Мне добавить к этому
нечего, но воспользуюсь Вашим вопросом для того, чтобы вернуться к фундаментальным
вопросам, к фундаментальным проблемам.
Что я считаю фундаментальным для развития российской экономики в целом
и Уральского региона, в частности? Это удержание инфляции. Не просто
удержание, а сокращение инфляции в стране до однозначной цифры – до
8 процентов и ниже, до 5, до 6, до 3–4 процентов. И мы можем достичь
этой цели, конечно, можем.
Второе. Мы должны безусловно проводить политику, направленную против
необоснованного роста номинального и реального эффективного курса национальной
валюты – рубля. Мы должны помогать нашим производителям в реальном секторе
экономики быть конкурентоспособными макроэкономическими способами, средствами
и инструментами. Мы должны и дальше снижать налоговое бремя на экономику
– делать аккуратно, как я уже говорил, понимая последствия тех или иных
шагов, но по этому направлению нужно идти дальше.
Наконец, следующее. Мы должны обеспечить рост накоплений как у граждан
Российской Федерации, так и у участников рынка, обеспечивая при этом
одновременные условия для возможности вложения этих накопленных средств
и ресурсов в нашу национальную экономику. Это тоже важно. Но именно
поэтому мы и осуществляем те самые федеральные и целевые программы по
развитию инфраструктуры в стране, которые позволят реализовать эту задачу.
Всё это вместе взятое, плюс, конечно, должны и дальше проводить институциональные
реформы, о чем никогда мы не должны забывать, – всё это позволит нам
добиться реализации тех задач, которые мы перед собой ставим. Потому
что мы можем всё что угодно нарисовать в качестве планов, но если в
стране не будет создано капитальных условий, как бы мы не пыжились,
мы этого не сделаем, потому что общее состояние экономики будет таково,
что мы не сможем просто реализовать задачи, которые перед собой ставим.
Возьмем, скажем, институциональные реформы, о которых я сказал в конце.
Что имеется в виду – специалисты знают: проведение реформ в модернизации
электроэнергетики. Мы наметили для себя эти планы, мы их осуществляем.
Мне очень приятно было отметить, что сама компания РАО «ЕЭС» вышла с
предложением в Правительство произвести некоторые изменения в сроках,
в этапах деятельности по модернизации, потому что начали понимать реальные
последствия для экономики, для социальной сферы и для самой компании
тех шагов, которые предусмотрены с точки зрения реорганизации отрасли,
создания сетевой компании, генерации и диспетчирования и так далее.
Мы в этой связи с вами можем говорить о переходе на современную международную
систему отчетности, о дальнейшем расширении возможностей по защите вкладов
населения в банки, по страхованию в банках вкладов, мы можем и должны
говорить о полной конвертируемости российской национальной валюты. В
2007 году, как вы знаете, у нас будут устранены все ограничения на перевод
валютных средств, на работу с валютными средствами, в том числе будут
сняты ограничения, связанные с резервированием валютных средств при
совершении валютных операций.
Вот всё это вместе, в комплексе, только всё вместе – позволит нам рассчитывать
на достижение тех целей, которые мы перед собой ставим.
Т.НУЦУБИДЗЕ (МЗЕ, Грузия): Владимир Владимирович, Вы вчера заявили,
что решение косовского вопроса должно носить универсальный характер.
А означает ли это, что в случае признания Косово Россия поддержит такого
же рода решения в отношении всех замороженных конфликтов на постсоветском
пространстве, в том числе абхазского и южноосетинского?
И второй вопрос: как Вы расцениваете инициативу грузинского парламента
насчет вывода российских миротворцев из зон конфликта? Спасибо.
В.ПУТИН: Что касается решения в отношении Косово, есть Резолюция Совета
Безопасности ООН 1244, которая подтверждает, что Косово является неотъемлемой
частью Сербской Федерации. И мы исходим из того, что принятые Советом
Безопасности ООН решения не носят декларативного характера, конъюнктурного
политического характера, а они принимаются для того, чтобы их исполнять.
Первое.
Второе. Что касается общих принципов. Я уже говорил, по-моему, в прошлый
раз, мы имеем такие примеры, когда, скажем, в одной части Европы принимаются,
например в Южной Македонии, принимаются решения, согласно которым албанское
население, проживающее на этой территории, получает право иметь представительство
в органах власти и управления, в том числе и в полиции, в соответствии
с процентным соотношением к другому коренному населению, проживающему
на этой территории. Скажем, албанцев там 20 процентов – 20 процентов
должно быть албанцев в полиции. Но у нас в Риге 60 процентов русских
проживают, почему на них тогда не распространить тогда эти принципы?
Принципы должны быть универсальными, иначе они не вызывают доверия к
той политике, которую мы проводим.
И, наоборот, мы всегда будем подвергать сомнению справедливость тех
или иных решений. Применительно к Косово – то же самое. Если кто-то
считает, что Косово можно предоставить полную государственную независимость,
то тогда почему мы должны отказывать в этом абхазам или южноосетинцам.
Я сейчас не говорю о том, как будет действовать Россия. Но мы знаем,
например, что Турция признала Республику Северный Кипр. Я не хочу сказать,
что и Россия тут же немедленно признает Абхазию или Южную Осетию в качестве
независимых и самостоятельных государств, но такие прецеденты в международной
жизни есть. Не даю сейчас им оценку, но для того, чтобы действовать
справедливо, в интересах всех людей, которые проживают на той или иной
территории, нам нужны общепризнанные, универсальные принципы решения
этих проблем. Вот о чем я говорил вчера на встрече с Правительством.
Г.БОТОЯН («Авангард», Армения): Скажите, пожалуйста, в последней Конституции
Армении было принято двойное гражданство. Могут ли армяне одновременно
иметь и армянское, и российское гражданство? А если да, скажите, пожалуйста,
когда оно будет действовать? Спасибо большое.
В.ПУТИН: Российское законодательство в этой сфере не предусматривает
двойного гражданства. Граждане других стран, если хотят связать свою
жизнь и свою судьбу с Россией, должны выйти из гражданства, которое
они имеют, и вступить в российское гражданство. Соответствующие процедуры
предусмотрены, и они должны быть соблюдены.
Вместе с тем я полагаю, что на постсоветском пространстве у нас, конечно,
особая ситуация, и мы должны стремиться к тому, чтобы создать условия
для облегченного вступления в российское гражданство всех, кто хочет
это сделать.
Г.САВИНИЧ («Народная инициатива»): В предыдущем ответе на вопрос Вы
упомянули о мерах, которые государство применяет для повышения рождаемости.
Мой вопрос немножко в другой плоскости. Будет ли разработана национальная
программа по улучшению демографической ситуации в России? Это, как Вы
понимаете, совершенно другие деньги. И будет ли по достоинству государством
оценен труд матерей по воспитанию детей? Я имею в виду оплату труда
женщины с ребенком хотя бы до трех лет.
И последний вопрос, если позволите. Не пора ли подумать о том, чтобы
создать систему экономического стимулирования для возврата в Россию
тех десяти миллионов высококлассных специалистов, которые вынуждены
были уехать из страны в период перестройки? Они готовы вернуться, но
они ждут изменений экономической ситуации и отношения конкретно к специалистам.
В.ПУТИН: Решение любых социальных вопросов, в том числе и в сфере демографии,
поддержки семьи, материнства, не может рассматриваться отдельно, без
экономических возможностей государства. И согласен с Вами в том, что
по мере роста экономических возможностей мы должны не только много говорить
на эту тему, но и выделять соответствующие деньги для поддержания тех
процессов, в развитии которых мы заинтересованы, в том числе это касается
и рождаемости.
Я уже говорил о том, что сделано, говорил о пособиях, которые увеличены
в этом году: с шести до восьми тысяч и с 500 до 700 рублей. Считаю возможным
и правильным подумать над увеличением срока по уходу за ребенком до
трех лет. Здесь возможны и другие меры. Все это вместе может быть изложено
в национальной программе по поддержке семьи, детства, по повышению рождаемости,
по исправлению демографической ситуации. Это очень ответственные решения,
которые должны быть основаны на экономических расчетах.
Полагаю, что Правительство и парламент страны вполне могли бы подумать
над разработкой такой программы.
О.ДУСАЕВ (ТК «Культура»): Я бы хотел спросить Вас, честно говоря, не
как Президента, а как просто отца, у которого две дочери есть.
Вы говорили об ответственности СМИ, о воспитании, что нам не хватает
всем воспитания. На самом деле, может быть, всем нам не хватает воспитания
где-то: кому-то – меньше, кому-то – больше, скажем так. Все-таки телевизор
сейчас в основном смотрит подрастающее поколение, что там говорить.
Что бы Вы включили своим дочкам, что бы, может быть, Вы сами посмотрели?
Я не говорю ни о какой конкретике. Что Вы ищете, когда Вы включаете
телевизор, что Вы можете показать своим дочкам? Устраивает ли Вас мера
ответственности наших СМИ, скажем так?
Извините за такой сумбурный вопрос, но очень волнует.
В.ПУТИН: Прежде всего, что хочу сказать: мои дочери не спрашивают меня,
что смотреть, – думаю, что и Ваши дети Вас тоже не только не спрашивают,
но и не информируют часто о том, что они смотрят, что они говорят, с
кем встречаются. Им должно быть предоставлено право выбора.
Вообще свобода и право выбора – это абсолютная ценность для любого человека.
Если мы сможем обеспечить это в обществе, это будет огромным нашим достижением.
А что касается тех программ, качества того информационного продукта,
который нам предлагают средства массовой информации, в том числе и электронные,
то должен сказать, что я все чаще включаю канал «Культура», потому что
там действительно – говорю это без всякой лести, по-честному, – потому
что там, когда «пролистаешь», если время есть, все каналы, – возвращаешься
на «Культуру», потому что там действительно в последнее время, в течение
прошлого года во всяком случае, достаточно много содержательных программ,
передач, связанных с историей, действительно с культурой, связанных
с пропагандой каких-то гуманистических начал и идей. Причем все это
сделано достаточно профессионально и интересно для восприятия. Вот чем
больше таких будет программ – тем лучше.
Кстати, мне часто задают вопрос, почему в числе общенациональных приоритетных
программ нет программ, связанных с культурой. Это – ошибка.
Д.ЛЮСТРИЦКИЙ («Восточно-Сибирская правда», г.Иркутск.): Владимир Владимирович,
2006 год – это год массового старта муниципальной реформы; избраны мэры,
вступил в силу закон. Одновременно с появлением 198-го, 199-го законов
начался процесс обратного перетока полномочий из поселений обратно в
районы, что многие воспринимают как какой-то возврат к дореформенному
статус-кво. Все-таки Ваша позиция – по этапности и сегодняшнему состоянию
муниципальной реформы?
В.ПУТИН: Я Вам благодарен за этот вопрос, потому что он дает мне возможность
обратиться к тому, что происходит во внутриполитической жизни страны
в целом и к вопросам государственного строительства.
Мы очень часто – и в ходе сегодняшней пресс-конференции несколько раз
– возвращались к проблеме приведения к власти руководителей российских
регионов. Я обращаю ваше внимание, что это – не просто централизация
властных полномочий в Москве, хотя отчасти это, конечно, справедливо,
потому что Президент больше участия принимает в процессе приведения
к власти руководителя вместе с Законодательным Собранием того или другого
региона. Но одновременно с этим мы производим процесс децентрализации
власти в тех областях, которые мы считаем наиболее эффективно решаемыми
или по тем вопросам, которые наиболее могут эффективно решаться на местном
уровне. По сути, это не просто перетягивание каната в Москву – это просто
более здравое перераспределение властных полномочий для более эффективного
и более здравого решения вопросов граждан Российской Федерации.
Самое главное из того, что делается, – это обеспечение финансовыми источниками
тех задач, которые ставятся перед региональным и местным уровнями власти.
Надеюсь, что абсолютным правилом будет ситуация, при которой любое делегированное
полномочие из центра будет сопровождаться выделением соответствующих
финансовых средств, чего до сих пор не было. Мы именно поэтому в угол
завели, в тупик, и систему образования, и первичное звено здравоохранения:
все передали на местный муниципальный уровень, а средствами не обеспечили
в начале 90-х годов. Мы должны уйти от этого состояния. Бесполезно кого-то
обвинять в нерадивости и неэффективности работы, если у людей денег
нет для реализации тех задач, которые перед ними поставлены. Вот это
самое главное. Что там будет происходить в отношениях между поселковыми
советами, районами – я надеюсь, что мы выработаем эффективный способ
перераспределения полномочий и добьемся того, чтобы на любом уровне
власть была в состоянии решать те задачи, которые перед ней стоят. Вот
это самое главное. Уже почти половина субъектов Российской Федерации
реализовала на своих территориях 131-й федеральный закон по распределению
полномочий. Мы не будем настаивать, чтобы это делалось грубо, быстро,
любой ценой и наносило ущерб гражданам. Но мы будем настаивать на том,
чтобы эти законы к концу 2008-го или в 2009 году были реализованы на
всей территории Российской Федерации.
А.КОЛОМЕНЦЕВ (газета «Деловой Петербург»): Вы упомянули о том, что ведутся
переговоры на федеральном уровне с 14 крупными автомобилестроительными
компаниями. Рассматривает ли какая-нибудь из них Петербург как площадку
для открытия собственного производства, какие еще крупные компании,
на Ваш взгляд, уместно бы смотрелись на территории Петербурга или на
Северо-Западе России?
Спасибо.
В.ПУТИН: Любая крупная компания может работать в Петербурге, на Северо-Западе,
имея в виду высокий кадровый потенциал, развитую достаточно неплохо
инфраструктуру – информационную, бизнес-инфраструктуру, связи, транспорта,
шоссейных и железных дорог. Это удобное место для начала любого бизнеса.
И руководство здравое в Петербурге, слава богу, эффективное. Поэтому
я сейчас не буду говорить о конкретных компаниях, потому что любые авансы
в этой сфере могут только нарушить нормальный ход деловых переговоров.
Мы и с немецкими компаниями ведем по этому поводу дискуссию, и с некоторыми
компаниями, работающими в Азии – как вы знаете, в прошлом году «Тойота»
начала работать. Есть и другие возможности, особенно с дальнейшим развитием
инфраструктуры портового хозяйства, и так далее.
Мы два с половиной года назад начали работу Приморского порта. У нас
самым крупным предприятием по перевалке нефти был Новороссийский порт,
сегодня – я боюсь ошибиться, меня коллеги поправят – где-то в районе
40 миллионов тонн, по-моему, перевалки грузов в Новороссийске. Два с
половиной года назад только открыли Приморск. Уже 58 миллионов перевалили
в прошлом году, и в этом году выйдем наверняка на 60 миллионов.
Совсем недавно открыли новые портовые сооружения в Усть-Луге. Уже в
этом году будет перевалка где-то 5,5 миллионов тонн, и мы обязательно
в 2010 году выйдем на 32–35 миллионов, то есть приблизимся к тем объемам,
которые сегодня обеспечивает сам Петербургский порт, имея в виду, что
в Усть-Луге глубины хорошие, туда могут подходить корабли с более глубокой
осадкой. Безусловно, мы создадим конкуренцию всем нашим партнерам и
коллегам в бассейне Балтийского моря. Но это будет здоровая, нормальная,
живая конкуренция, которая, уверен, будет приводить только к повышению
качества услуг, оказываемых для грузоперевозчиков.
Н.ИВАНОВА («Голос читателя», Ленинградская область): В 2000 году был
указ Президента, что чиновники должны в течение двух недель отвечать
на критические публикации. А в нашем районе на публикации нашей газеты
и еще двух изданий никто не обращает внимания. Писали в Москву, а оттуда
пришла отписка – решайте по месту работы.
В.ПУТИН: Отписки чиновников на критические выступления прессы – это
не новизна. Но обещаю Вам, что все-таки буду стараться реагировать,
если что-то до меня доходит подобным образом, реагировать постоянно.
Должен Вам сказать, что те вещи, которые действительно попадают ко мне
на стол или с которыми я знакомлюсь, просматривая информационные программы
телевидения, – многие из чиновников подтвердят, что реакция с моей стороны
следует достаточно быстро, она является весьма жесткой. Но, конечно,
проконтролировать все, что происходит, особенно в региональной прессе,
из Москвы невозможно. Нужно в целом создавать условия, как мы уже много
раз говорили, для развития гражданского общества, чтобы все гражданское
общество реагировало на нерадивость тех или иных чиновников, если граждане
с этим сталкиваются.
ВОПРОС: (без микрофона).
В.ПУТИН: Вы не могли бы в микрофон говорить? Вот чиновники, видите,
зажимают сразу. (Смех в зале.) Мы разберемся.
ВОПРОС: Наши газеты становятся не только независимыми, они становятся
еще и оппозиционными.
В.ПУТИН: Вот, видите, сразу и микрофон включили.
(Смех в зале.)
ВОПРОС: Оппозиционными становятся, понимаете? А раз они становятся оппозиционными,
то на нас – давление, одного уже редактора – по голове там, и вот такие
действия уже происходят.
В.ПУТИН: Не могу сказать, что это хорошо, наоборот, это, конечно, плохо.
Но с другой стороны, это реалии жизненные, наверное, в любой стране,
это политическая борьба, и это, во-первых, говорит о том, что независимая
пресса, слава богу, у нас существует. Слухи о том, что она прекратила
свое существование, сильно преувеличены. Но должен сказать, что любое
массовое издание, любая газета, телевизионный канал, радиокомпания все-таки
мы должны понимать, что чиновничество в любой стране – это, к сожалению,
такая достаточно закрытая каста, защищающая и мундир свой, и кастовые
интересы, хотя, конечно, должны прежде всего заботиться об интересах
граждан. Но независимая пресса всегда и везде сталкивается с сопротивлением
властей, и она должна выбрать для себя: либо она будет преодолевать
это сопротивление и оставаться независимой, либо получать подачки от
власти – и тогда забыть о своей независимости. С федерального уровня
мы постараемся обеспечить независимость прессы, в том числе и на региональном
уровне. Мы будем делать это, прежде всего, создавая условия для вашей
экономической независимости.
ВОПРОС: Можно еще вопрос? А то не с чем в редакцию возвращаться.
В.ПУТИН: Можно, конечно. Ничего себе, мы три часа 15 минут разговариваем
– и Вам не с чем будет возвращаться! То есть мы ничего умного даже не
сказали? Обижаете.
Г.РАЙМОВА («Ваш личный интернет»): Нет, много всего было сказано, но
про Рунет в целом не было вопроса. В ноябре 2005 года в Гааге Вы сказали,
что в России не предпринимается никаких шагов по ограничению свободы
Интернета, несмотря на некоторые проблемы. Как Вы считаете, должны ли
в России разрабатываться цивилизованные методы регулирования Интернета,
не ограничивающие свободу слова, и кто должен за это отвечать?
В.ПУТИН: Я думаю, что это так же, как и с прессой.
Здесь коллега задавал вопрос о свободе, но не о свободе прессы, а о
качестве и так далее, о каких-то ограничениях. Должны быть внутренние
ограничения. Провайдеры – те люди, которые занимаются бизнесом в этой
сфере, те люди, которые используют Интернет как средство массовой информации,
– прежде всего они сами должны выработать правила, которых Интернет-сообщество
должно придерживаться. Ведь они же сами все – матери, отцы или будущие
матери, отцы. Они должны подумать о том, какое влияние оказывают, скажем,
детская порнография в Интернете, оказывает другие какие-то материалы,
которые там распространяются. Они должны подумать о себе, о своем будущем,
о нашей стране. Мы не намерены здесь предпринимать каких-то драконовских
методов по ограничению деятельности в сфере Интернета.
Б.РАДНАЕВА (ГТРК «Бурятия»): Я представляю один из самых спокойных регионов
России, где более ста национальностей живут в мире и согласии. По мнению
многих, это результат не какой-то особой национальной политики, а у
нас особая ментальность – аура Байкала. Поскольку сегодня никто не задал
традиционный на предыдущей пресс-конференции, то у меня вопрос: когда
Вы приедете в наш регион? Тем более что Вы ни разу не были в Бурятии.
И еще. Хочу поздравить с Новым годом по лунному календарю. Вчера в нашу
многонациональную Бурятию пришел Новый год – Год красной собаки. Наилучшие
пожелания от жителей нашей Республики Вам и Вашим близким.
В.ПУТИН: Спасибо большое за поздравления. Я тоже всех хочу поздравить,
– всех, кто встречает Новый год по лунному календарю, а таких в нашей
стране немало, в том числе и в Бурятии. Спасибо Вам большое за приглашение.
Все мои поездки связаны с решением тех или иных конкретных задач. Мы
регулярно встречаемся с руководством Республики, с Президентом Республики.
Несмотря на то, что я в Бурятии лично не был, это не значит, что не
уделяется достаточного внимания проблемам развития Бурятии. Я их очень
хорошо знаю, знаю, что очень много проблем, но очень благодарен и жителям
Республики, и руководству Республики не только за тот межнациональный
и межконфессиональный мир, о котором Вы сейчас упомянули, – и Бурятия
в этом смысле действительно является примером для всей страны, – но
и за темпы роста, набранные в прошлом году, за внимательное, бережное
отношение к людям. Хотя, конечно, проблемы есть, есть и примеры, я знаю
это тоже, негативного характера. Это жизнь, ничего здесь необычного
нет. Но в целом Республика развивается неплохо. Уверяю Вас, что и дальше
будем уделять необходимое внимание развитию не только Бурятии, но и
всех других республик, краев, областей Российской Федерации. Мы вместе
сможем эффективно решать все задачи, которые стоят перед страной, объединяя
усилия всех граждан, где бы они ни жили.
А.ДОБРОВ («Московия»): У меня конкретный вопрос, довольно тяжелый. Как
Вы относитесь к тому, что некоторые представители бизнеса начинают накладывать
руки на территории и здания, принадлежащие Православной церкви? Я имею
в виду случай в Сокольниках, где из Патриаршего подворья собираются
сделать казино.
Спасибо.
В.ПУТИН: Ничего хорошего в этом нет. Я уверен, что бизнесу, тем более
игральному бизнесу – может, и он неплохо развивается, с большой нормой
прибыли – совсем необязательно наносить ущерб религиозным чувствам верующих,
приспосабливая те или иные помещения для решения своих бизнес-задач,
тем более в сфере игорного бизнеса. Вообще к этой теме нужно относиться
очень сдержанно, очень аккуратно. В нашей стране за тысячелетнюю историю
ее развития сложилась особая культура взаимодействия между различными
религиями, различными народами. У нас уникальный опыт в этом смысле,
уникальный, лучший и больший, чем в любой другой стране мира, и мы должны
пользоваться этим опытом для того, чтобы каждый человек, вне зависимости
от вероисповедания и национальности чувствовал, что Россия – это его
Родина, его страна, дорожил и гордился тем, что он родился, вырос и
живет в России. Это касается чувств и религиозных, и национальных.
Что касается православных – мы знаем, что, к сожалению, это не единственный
случай, есть эксцессы и более печального характера, более вызывающего.
Но это касается не только христиан и не только нашей страны. Возьмите
Данию – сейчас в отношении ислама эти безобразные карикатуры, которые
оскорбляют чувства верующих мусульман. Я вспоминаю, как датское руководство
поддерживало некоторые экстремистские течения, в том числе и профилирующиеся
на антироссийской деятельности, на своей территории. Сегодня они поощряют,
по сути дела, тех, кто оскорбляет чувства верующих. Эта непоследовательность
ни к чему хорошему не приведет, до добра это не доводит.
Вот я вижу заявления датских дипломатов с одной стороны, которые извиняются
за то, что произошло в Дании, и мнение, сформулированное политическим
руководством, которое под псевдодемократическими лозунгами свободы прессы
пытается защитить тех, кто оскорбляет чувства верующих мусульман. Эта
непоследовательность не является той политикой, которая может привести
к диалогу цивилизации в целом и тем более не может быть примером для
нашей страны, а мы будем стремиться к тому, чтобы чувства верующих уважались.
И я надеюсь на то, что и представители бизнеса поймут, насколько важно
то или иное решение не только для цели достижения прибыли, но и для
создания условий эффективного функционирования бизнеса в России. (Аплодисменты.)
Э.БИЛЕВСКАЯ («Московский комсомолец – Заполярье», город Мурманск): Владимир
Владимирович, мне бы хотелось спросить, конечно, о Штокмановском месторождении
– когда начнется его разработка, какие инвестиции, какой объем инвестиций
придет в наш регион? И потом, что даст «Газпрому» вхождение в крупнейшие
проекты в Северном море? Как известно, сейчас идут переговоры с норвежскими
компаниями.
И еще один вопрос по поводу лично Вас. Готовы ли Вы стать крупным предпринимателем
и по истечению срока Ваших полномочий возглавить Концерн «Газпром»?
В.ПУТИН: Спасибо за предложение по трудоустройству. Я вряд ли смогу
возглавить какую-нибудь бизнес-структуру: ни по характеру, ни по предыдущему
моему жизненному опыту бизнесменом себя не чувствую.
Что касается Штокмановского месторождения, это огромное месторождение,
я уже говорил о его возможностях. Южно-Русское – примерно 22–25 миллиардов
кубических метров газа в год, мы предполагаем оттуда запитать нитку
Северо-Европейского газопровода. Штокман – это 90 миллиардов в год на
протяжении 50–70 лет, огромное месторождение. «Газпром» выбрал четыре
компании, с которыми намерен работать дальше, четыре или пять: две норвежские,
французскую и две американские – пять. Компания сама должна определить
стратегию своей деятельности по Штокмановскому месторождению. Эта стратегия
должна прежде всего отвечать национальным интересам Российской Федерации.
И, конечно, мы будем исходить из того, чтобы внести свой вклад в стабильность
на мировых энергетических рынках. Большое вам всем спасибо за внимание.
(Аплодисменты.)